Настораживающую статистику приводит Российский профсоюз моряков со ссылкой на отчет RightShip.
В подавляющем случае основными причинами для оставления экипажей становятся финансовые трудности судовладельцев. В настоящее время размер невыплаченных покинутым экипажам средств достигает 40 млн долларов. Другой причиной стало вступление в силу поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве в 2017 году. В целом количество известных случаев оставления моряков за последние пять лет увеличилось в пять раз – с 22 в 2016 году до 103 в 2022 году.
Согласно определению IMO, судно считается брошенным, когда судовладелец не в состоянии покрыть расходы на репатриацию моряков и не выплачивает им заработную плату в течение минимум двух месяцев, оставляет экипаж без снабжения и поддержки или иным образом обрывает с ним связь.
Ужесточение правил соблюдения принципов ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) означает, что фрахтователей, банкиров и финансистов все чаще просят подтвердить проявление должной осмотрительности при выборе своих партнеров. Зарегистрированные случаи оставления судов и экипажей негативно сказываются на репутации и конкурентоспособности судовладельцев и менеджеров.
"На платформе RightShip мы уже идентифицируем суда которые были брошены вместе с экипажем, и устанавливаем их связь с компанией. Мы не можем и не станем рекомендовать их нашим клиентам для рейсов, и в процессе проверок отмечаем их как неприемлемые. Операторам, мало заботящимся о благополучии и соблюдении прав человека, нельзя позволять продолжать свою деятельность", - отметил генеральный директор RightShip Стин Лунд.
В компании считают, что оценка стимулирует судовладельцев эффективнее взаимодействовать с экипажами и прилагать усилия для улучшения их социально-бытовых условий, а также позволяет фрахтователям делать выбор в пользу ответственных владельцев и менеджеров судов, публично взявших на себя обязательства по соблюдению высоких стандартов в отношении социально-бытовых условий моряков. По состоянию на начало 2023 года компания RightShip получила результаты прохождения опроса Crew Welfare Self-Assessments от 226 компаний, имеющих документ о соответствии. Опросом было охвачено свыше 6 150 судов.
В Российском профессиональном союзе моряков полагают, что оставление судна – одно из самых тяжелых испытаний, которое может выпасть на долю экипажа. РПСМ рекомендует незамедлительно обращаться в профсоюз, если судовладелец бросил теплоход. В таком случае будет проще полностью получить причитающееся вознаграждение за свою работу и скорее вернуться домой.