В четверг в здании Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург) прошла торжественная церемония открытия выставки, посвященной 160-летнему юбилею Балтийского завода. В мероприятии приняли участие глава ЦВММ Руслан Нехай, заместитель гендиректора Балтийского завода Владимир Баженов, замдиректора музея по научно-экспозиционной и выставочной работе Надежда Морозова и представитель совета ветеранов Балтийского завода, почетный балтиец, работник предприятия с 1949 года Александр Мотовилов.
О прошлом и будущем
Предваряя символическую процедуру разрезания ленточки, Владимир Баженов напомнил собравшимся вехи истории своего предприятия:
— Завод, как и вся страна, развивался поэтапно, поэтому все поражения и победы, которые пережила Россия, наложили свой отпечаток на историю завода. Очень важный этап — это деятельность завода в период Великой Отечественной войны. Строились тральщики для разминирования акватории Балтийского моря, ремонтировались корабли. Другой, наверное, не менее важный этап в жизни завода наступил тогда, когда началось строительство атомных судов. Фактически, сегодня Балтийский завод — это лидер надводного атомного судостроения. На нашем заводе строились атомные крейсеры — один до сих пор в составе флота, второй проходит глубокую модернизацию. У них будет еще долгая жизнь, потому что то, что сделано руками балтийцев, это надолго, я бы даже сказал, навсегда.
После рассказа о героических страницах в летописи завода заместитель гендиректора добавил ноту горечи — после развала Советского Союза предприятие пережило худшее время в своей истории, переходя из рук в руки, а под конец едва не прекратив свое существование. Но завершил свое выступление Владимир Баженов вполне оптимистично:
— В 2011 году, благодаря личному участию в тот момент премьер-министра России Владимира Владимировича Путина, завод обрел новую жизнь, получил заказы. Сегодня у нас в портфеле контрактов три атомных ледокола, которые успешно строятся. И я хочу вам доложить, что в этом году, через месяц, первый головной ледокол "Арктика" будет спущен на воду. Помимо этого на заводе строится первая в мире плавучая атомная электростанция, которая будет сдана в 2017 году. Это уникальное сооружение, российское ноу-хау, нигде такого еще не строят. Так что праздник 160-летия Балтийского завода — это праздник не только заводчан, но и всего Санкт-Петербурга, морской столицы, праздник всей России. Ведь если развивается промышленное предприятие, которое строит уникальные, инновационные суда, значит у страны есть будущее.
От броненосного фрегата до атомного ледокола
Под выставку отвели зал, расположенный по соседству с экспозицией, посвященной "Авроре". В ходе церемонии это обстоятельство подчеркнул директор музея, напомнив собравшимся, что хотя легендарный крейсер и не строился на Балтийском заводе, проект его тем не менее разрабатывался специалистами-балтийцами во главе с Ксаверием Ратником. Остальная часть его приветственной речи была посвящена тесным отношениям, которые традиционно связывают Центральный военно-морской музей с Балтийским заводом.
Свидетельство тому — находящиеся в коллекции ЦВММ многочисленные модели кораблей и судов, строившихся на заводе в разное время. Они как раз и составили основу открывающейся выставки.
Когда красная ленточка была перерезана, глазам посетителей предстали модели броненосного фрегата "Адмирал Лазарев" (1869 г.), крейсеров "Адмирал Нахимов" (1887 г.), "Память Азова"(1890 г.), "Россия" (1897 г.), линейного корабля "Император Павел I" (1912 г.), минного заградителя "Амур" (1909 г.), учебного судна "Верный" (1896 г.), крейсера "Киров" 26-го проекта (1938 г.), подводных лодок "Дельфин", "Минога", "Декабрист" и "Щ-307". ПЛ "Дельфин", сконструированная Иваном Бубновым и построенная на Балтийском заводе, известна, кстати, тем, что была первой отечественной боевой подводной лодкой. Ее спустили на воду 1903 году, а в конце 1904-го, после достройки, даже успели отправить на русско-японскую войну. Участия в сражениях с японцами она, правда, не принимала, ограничившись боевым патрулированием бухты Преображения.
Продолжают хронологию заслуг Балтийского завода модели ледоколов "Арктика" (1975 г.), "Россия" (1985 г.), "Ямал" (1992 г.), научно-исследовательских судов "Космонавт Владимир Комаров" (1967 г.), "Космонавт Юрий Гагарин" (1971 г.), а также тяжелых ракетных крейсеров "Киров" (1980 г.) и "Юрий Андропов" (1989 г.), с 1992 года ставших называться соответственно "Адмирал Ушаков" и "Петр Великий".
Дополняют коллекцию ледоколы "50 лет победы" и "Россия". Кроме того, уже заранее зрителям продемонстрировали модель того самого атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", спуск которого на воду ожидается через месяц. Точная дата этого события приурочена к собственно юбилею Балтийского завода, который будет отмечаться 26 мая 2016 года. Самый большой в мире универсальный атомный ледокол мощностью в 60 МВт станет главным подарком, которое предприятие сделает самому себе в свой праздничный день. Другой пример такого взгляда в будущего - макет ПАТЭС, уже стоящей у берега, где возведена соответствующая инфраструктура. Напомним, плавучая атомная электростанция должна быть сдана в 2017 году.
Помимо моделей кораблей и судов в экспозицию вошли живописные работы - стены украсила серия акварелей и рисунков художника Н.Д. Прокофьева. Особое место заняли стенды с коллекцией закладных досок, альбомов чертежей судов, корабельных приборов. Наиболее крупный экспонат - модель корабельной трехорудийной башни, целящейся из угла в посетителей всеми своими тремя стволами.
Предваряя символическую процедуру разрезания ленточки, Владимир Баженов напомнил собравшимся вехи истории своего предприятия:
— Завод, как и вся страна, развивался поэтапно, поэтому все поражения и победы, которые пережила Россия, наложили свой отпечаток на историю завода. Очень важный этап — это деятельность завода в период Великой Отечественной войны. Строились тральщики для разминирования акватории Балтийского моря, ремонтировались корабли. Другой, наверное, не менее важный этап в жизни завода наступил тогда, когда началось строительство атомных судов. Фактически, сегодня Балтийский завод — это лидер надводного атомного судостроения. На нашем заводе строились атомные крейсеры — один до сих пор в составе флота, второй проходит глубокую модернизацию. У них будет еще долгая жизнь, потому что то, что сделано руками балтийцев, это надолго, я бы даже сказал, навсегда.
Владимир Баженов, заместитель гендиректора Балтийского завода / Корабел.ру |
После рассказа о героических страницах в летописи завода заместитель гендиректора добавил ноту горечи — после развала Советского Союза предприятие пережило худшее время в своей истории, переходя из рук в руки, а под конец едва не прекратив свое существование. Но завершил свое выступление Владимир Баженов вполне оптимистично:
— В 2011 году, благодаря личному участию в тот момент премьер-министра России Владимира Владимировича Путина, завод обрел новую жизнь, получил заказы. Сегодня у нас в портфеле контрактов три атомных ледокола, которые успешно строятся. И я хочу вам доложить, что в этом году, через месяц, первый головной ледокол "Арктика" будет спущен на воду. Помимо этого на заводе строится первая в мире плавучая атомная электростанция, которая будет сдана в 2017 году. Это уникальное сооружение, российское ноу-хау, нигде такого еще не строят. Так что праздник 160-летия Балтийского завода — это праздник не только заводчан, но и всего Санкт-Петербурга, морской столицы, праздник всей России. Ведь если развивается промышленное предприятие, которое строит уникальные, инновационные суда, значит у страны есть будущее.
От броненосного фрегата до атомного ледокола
Под выставку отвели зал, расположенный по соседству с экспозицией, посвященной "Авроре". В ходе церемонии это обстоятельство подчеркнул директор музея, напомнив собравшимся, что хотя легендарный крейсер и не строился на Балтийском заводе, проект его тем не менее разрабатывался специалистами-балтийцами во главе с Ксаверием Ратником. Остальная часть его приветственной речи была посвящена тесным отношениям, которые традиционно связывают Центральный военно-морской музей с Балтийским заводом.
Свидетельство тому — находящиеся в коллекции ЦВММ многочисленные модели кораблей и судов, строившихся на заводе в разное время. Они как раз и составили основу открывающейся выставки.
Корабел.ру |
Когда красная ленточка была перерезана, глазам посетителей предстали модели броненосного фрегата "Адмирал Лазарев" (1869 г.), крейсеров "Адмирал Нахимов" (1887 г.), "Память Азова"(1890 г.), "Россия" (1897 г.), линейного корабля "Император Павел I" (1912 г.), минного заградителя "Амур" (1909 г.), учебного судна "Верный" (1896 г.), крейсера "Киров" 26-го проекта (1938 г.), подводных лодок "Дельфин", "Минога", "Декабрист" и "Щ-307". ПЛ "Дельфин", сконструированная Иваном Бубновым и построенная на Балтийском заводе, известна, кстати, тем, что была первой отечественной боевой подводной лодкой. Ее спустили на воду 1903 году, а в конце 1904-го, после достройки, даже успели отправить на русско-японскую войну. Участия в сражениях с японцами она, правда, не принимала, ограничившись боевым патрулированием бухты Преображения.
Продолжают хронологию заслуг Балтийского завода модели ледоколов "Арктика" (1975 г.), "Россия" (1985 г.), "Ямал" (1992 г.), научно-исследовательских судов "Космонавт Владимир Комаров" (1967 г.), "Космонавт Юрий Гагарин" (1971 г.), а также тяжелых ракетных крейсеров "Киров" (1980 г.) и "Юрий Андропов" (1989 г.), с 1992 года ставших называться соответственно "Адмирал Ушаков" и "Петр Великий".
Дополняют коллекцию ледоколы "50 лет победы" и "Россия". Кроме того, уже заранее зрителям продемонстрировали модель того самого атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", спуск которого на воду ожидается через месяц. Точная дата этого события приурочена к собственно юбилею Балтийского завода, который будет отмечаться 26 мая 2016 года. Самый большой в мире универсальный атомный ледокол мощностью в 60 МВт станет главным подарком, которое предприятие сделает самому себе в свой праздничный день. Другой пример такого взгляда в будущего - макет ПАТЭС, уже стоящей у берега, где возведена соответствующая инфраструктура. Напомним, плавучая атомная электростанция должна быть сдана в 2017 году.
Макет ПАТЭС с береговой инфраструктурой / Корабел.ру |
Помимо моделей кораблей и судов в экспозицию вошли живописные работы - стены украсила серия акварелей и рисунков художника Н.Д. Прокофьева. Особое место заняли стенды с коллекцией закладных досок, альбомов чертежей судов, корабельных приборов. Наиболее крупный экспонат - модель корабельной трехорудийной башни, целящейся из угла в посетителей всеми своими тремя стволами.