Начнем с наиболее серийного сухогруза последних лет в России – RSD59. В первую очередь эти суда активно строятся на "Красном Сормове". Так, 22 февраля 2023 г. на заводе спустили последнее из 11 судов в серии, строящейся для государственного заказчика, а 20 ноября группа из 6 теплоходов ушла в Ростов-на-Дону для дальнейшей передачи заказчику. Одиннадцатый теплоход получил имя известного промышленника и мецената Дмитрия Бенардаки. Но сухогрузная история для "Красного Сормова" на этом не заканчивается: следом на ПМЭФ-2023 подписали контракт с заводом на строительство еще 34 сухогрузов проекта RSD59.
Технические характеристики RSD 59:
- Длина максимальная – 141,00 м;
- Ширина габаритная – 16,98 м;
- Осадка (в море/в реке) – 4,50/3,60 м;
- Дедвейт в море при осадке 4,50 м – 7445 т;
- Дедвейт в реке при осадке 3,60 м – 5112 т;
- Автономность (река/море) – 20/12 суток;
- Количество трюмов – 2;
- Объем грузовых трюмов – 11200 м3;
- Контейнеровместимость (трюм/палуба) – 252 (192/60) TEU;
- Мощность ГД – 2x1200 кВт;
- Экипаж/мест – 11/14 человек + лоцман;
- Скорость при осадке 4,50 м – около 10,2 узлов.
Также 28 декабря 2023 г. на Невском ССЗ сдали заказчику первое сухогрузное судно RSD59 с отечественными ВРК – ДРК1200М. А 25 декабря 2023 г. на Окской судоверфи заложили киль сухогруза проекта RSD59ARC (версия судна для работы в арктической зоне). Кстати, недавно команда "Корабел.ру" побывала на RSD59, как раз построенном на Окской судоверфи. Обязательно переходите по ссылке, чтобы познакомиться с капитаном "Петротранса-5902"
Уникальный проект АРК-2023 разработки ЗАО "Си Проект" и ООО "Белогородская верфь" заложен на Белогородской судоверфи в количестве двух единиц. Сухогрузы специально разрабатывались под Беломоро-Балтийский канал с возможностью выхода в Белое море, что очень важно для ООО "Судоходная компания "АРК". Кроме того, эти суда буквально вдохнули новую жизнь в Белогородскую верфь, на которой сейчас вовсю идет полномасштабная модернизация.
"Суда проекта АРК-2023 будут полностью строиться на Белогородской судоверфи, здесь же будут спускаться и проходить испытания. Предварительные сдаточные работы планируем завершить весной 2024 г., а передать суда в середине 2025 г. После завершения модернизации завода сможем выйти и на строительство RSD59", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.
Технические характеристики проекта АРК-2023:
- Длина габаритная – 118 м;
- Ширина габаритная – 13,6м;
- Осадка река/море – 3,6/4,5;
- Дедвейт – 3100/4700;
- Контейнеровместимость – 252 шт;
- Максимальная мощность ГД – 2х800;
- Скорость хода – 10 узлов;
- Автономность – 11 суток.
Сухогрузы проекта 00108, разработанные КБ "Вымпел", строятся на судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС) в количестве четырех единиц. Головное судно заложено 4.05.2023 г., два последних судна одновременно заложены 29.06.2023 г.
Технические характеристики проекта 00108:
- Наибольшая длина – 141 м;
- Ширина – 16,9 м;
- Высота борта – 6,3 м;
- Объем грузовых трюмов – 12 тыс. куб. м;
- Дедвейт в море – 9200 т (при осадке 5,3 м);
- Дедвейт в реке – 5000 т (при осадке 3,6 м);
- Скорость – 10 узлов.
"Астраханская область – ключевой участок этого маршрута. Несмотря на санкции, наблюдается рост грузооборота через астраханские терминалы. Поэтому крайне необходимо строить современные суда. Уверен, что коллектив завода успешно с этим справится", – губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
Кстати, проекту 00108 скорее всего суждено стать серийным, так как в рамках льготного лизинга судов водного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства РФ, до 2027 г. планируется построить 21 контейнеровоз.
Также на судостроительном заводе "Лотос" продолжается строительство RSD49, у которого появился новый заказчик – Иранская республика. Сухогруз разработки Морского инженерного бюро (МИБ) готов на 80%.
Технические характеристики проекта RSD49:
- Длина максимальная –139,95 м;
- Ширина –16,5 м;
- Высота борта – 6 м;
- Осадка в море / в реке – 4,7 / 3,6 м;
- Дедвейт в море / в реке – 7154 / 4518 тонн;
- Объем грузовых трюмов –10920 м3;
- Количество трюмов – 3 шт.;
- Объем балластных танков –3959 м3;
- Мощность и тип ГД –2 х 1200 кВт (WARTSILA 6L20) кВт
- Скорость (при осадке 4,7 м и 85% МДМ) – 11,5 узлов;
- Автономность –20 суток;
- Экипаж / мест –10 /12 чел.
Весьма интересные суда проекта RSD71 строятся на Окской судоверфи в количестве четырех единиц разработки МИБ. Суда были специально разработаны под грузовую базу Волжского пароходства. Основное преимущество нового проекта перед предыдущими сухогрузами в универсальности, гарантирующей эффективную работу судна как в море, с дедвейтом 7170 тонн, так и в реке, дедвейт 4380 тонн. Также теплоходы будут соответствовать всем современным международным экологическим требованиям. Всего Волжское пароходства хочет построить до 20 таких сухогрузов.
Технические характеристики проекта RSD71:
- Длина максимальная – 119.96 м;
Ширина габаритная – 16.98 м;
Осадка (в море / в реке) – 4.90 / 3.60 м;
Дедвейт (в море / в реке) – 7173 / 4395 тонн; - Мощность ГД – 2x1180 кВт;
- Скорость – 11.0 ±0.3 узлов;
Количество грузовых трюмов – 1; - Объем грузового трюма – 9063 м³;
Автономность – 20 суток;
Экипаж – 11 человек + лоцман.
Интересный факт. Один из сухогрузов, спущенных 25.10.2023 будет носить имя своего идейного вдохновителя Геннадия Вячеславовича Егорова (руководителя МИБ, годы жизни: 1966-2021), а именно – "Конструктор Егоров". Ещё три других судна также получили почетные имена: выдающегося деятеля водного транспорта, последнего министра речного флота РСФСР Леонида Васильевича Багрова (1978-1990), руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря", почетного работника морского флота, почетного работника транспорта России Владимира Владимировича Ерыгина (1955-2020) и выдающегося отечественного хирурга, Героя Социалистического Труда, академика РАМН, почетного гражданина Нижнего Новгорода и Нижегородской области Бориса Алексеевича Королева (1909-2010).
Контракт на RSD34L подписан между заказчиком и ЗАО "Нефтефлот" 25.09.2023 г. Проект разработан Морским инженерным бюро для перевозки генеральных и навалочных грузов (в том числе зерна), пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 в соответствии с МК МПОГ и грузов категории "В" из МК МПНГ. Цена контракта составила 3,4 млрд. рублей. Сроки сдачи судов – 30.11.2025 г.
Технические характеристики проекта RSD34L:
- Длина максимальная – 119,9 м;
- Ширина габаритная – 16,98 м;
- Дедвейт река/море при осадке 3,8 м – 4760 / 5150;
- Автономность по топливу – 25 суток;
- Количество грузовых трюмов – 2;
- Размеры грузовых трюмов (l x b x h), м:
- 1 трюм - 22.75 x 13.20 x 8.40;
2 трюм - 61.75 x 13.20 x 8.40; - Объем грузовых трюмов – 9100 м³;
- Мощность ГД – 2 x 750 кВт;
- Скорость – 10 узлов;
- Экипаж – 11 человек + лоцман.
Два макета крупнотоннажных зерновоза дедвейтом 40 000 и 60 000 тонн были представлены на "НЕВЕ 2023" Крыловским государственным научным центром (КГНЦ). Техническое проектирование судов осуществляет ЦКБ "Балтсудопроект".
"Мы работаем в тесном взаимодействии с потенциальными судовладельцами и грузовладельцами. В июне 2023 г. в Крыловке трудилась рабочая группа во главе с Министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. На этой встрече в практически готовый технический проект были внесены изменения. И эти изменения были связаны с требованиями потенциальных судовладельцев. В настоящее время мы находимся на этапе завершения технического проекта. Он будет защищаться в ноябре. И у нас есть уверенность, что результат защиты будет положительным", – генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Олег Савченко на "НЕВЕ 2023".
По данным Минсельхоза России за 10 лет таких балкеров необходимо будет построить около 60 единиц. Как отметил наш собеседник, это действительно вызов для отрасли, ведь с таким количеством судов по отдельности не сможет справиться ни один из судостроительных заводов. Поэтому Крыловка совместно с ОСК и ЦТСС ведет интенсивные консультации по определению операционной цепочки строительства, которая позволит грамотно решить поставленную государством задачу. И прежде всего речь идет об энергетических установках.
А на этом наш краткий обзор по строящимся сухогрузам завершается. Всем приятных выходных и до скорой встречи. А если мы вдруг упустили какое-то судно, обязательно напишите, и мы его включим.