Долгожданный второй материал из Города воинской славы - Полярного. О возрождении 10-го судоремонтного завода, о недостроенном эллинге и обо всем остальном расскажет директор завода Евгений Зудин
Лето 2018 года было для меня сумасшедшим: я успел побывать в Мурманске, Североморске, Полярном, Снежногорске, Санкт-Петербурге, Кронштадте и других городах, связанных с флотом. И отовсюду привез домой море впечатлений и фотографий. Если говорить о том, где понравилось больше всего,то отвечу, как и в 2016 году, - в Полярном.
В Полярном было сделано два репортажа: ранее опубликованный репортаж о подводной лодке "Санкт-Петербург" проекта 677 (шифр "Лада"), и о 10-м судоремонтном заводе (входит в ОСК). Сегодня речь пойдет о заводе.
О заводе был много наслышан. Рассказы были разные — как позитивные, так и негативные: про разруху, отсутствие рабочих и о "все-распиленности". Как и многие непрофильные объекты Минобороны, завод пережил страшные времена конца 90-х - начала нулевых. Рекорд по задержке зарплаты составлял до 9 месяцев (1998 год).
Одной из целей моего посещения 10-го СРЗ стало развенчивание всех негативных мифов. Кстати, важный момент – все самые свежие новости о заводе, а их каждую неделю прибывает с десяток, можно найти в группе предприятия ВКонтакте и на самом сайте завода — это последние веяния времени по раскрытию информации о заводе, который существует с 1935 года.
Что представлял 10-й СРЗ до Великой Отечественной войны – плавмастерская по ремонту подводных лодок и надводных кораблей Северной военной флотилии (после 1937-го преобразована в Северный флот), деревянные постройки, причальная зона, слип для подводных лодок. После 1951 года — это колыбель атомного судоремонта. Сегодня это самостоятельный и один из самых малочисленных членов ОСК, практикующий сервисный ремонт кораблей и судов, доковый ремонт как подводных, так и надводных кораблей. Как минимум, два объекта, которые мы можем назвать без преувеличения уникальными, остались на территории завода. Первый – крытый плавучий док, второй – станция испытания баллонов. Конечно, есть цеха и станочные парки, сварочное оборудование и энергопроизводство. Можно пилить, гнуть, резать, шлифовать и вытачивать все необходимую продукцию: от гайки - до винта. Средний возраст оборудования – 35 лет. С одной стороны, оно надежно, как все советское, с другой – морально устаревает.
Во время посещения 10-го СРЗ появился уникальный шанс пообщаться с директором предприятия Евгением Зудиным и узнать ответы на все интересующие меня вопросы. В общем, провести полноценное интервью.
- Евгений Васильевич, я прошелся по цехам и заметил, что средний возраст оборудования 35 лет. Оно, конечно, надежное, но все равно морально устарело. Есть ли планы по обновлению?
- Конечно, есть. Еще в 2015-м году после смены руководства завода был разработан план модернизации станочного парка, перевода дополнительного дока на акваторию Пала-губы, восстановления СИБа (станции испытания баллонов). Что смогли сами – сделали. По остальному — ждем решения инвестиционного комитета корпорации, принятия решения по стратегии развития предприятий АО "ОСК" в Мурманском регионе. И не просто ждем, а наращиваем пакет лицензий, ищем и находим по всей России производственных рабочих и ИТР. "Кадры решают все!" — этот лозунг актуален сегодня для всех заводов как никогда.
- После прогулки по заводской территории у меня создалось впечатление, что здесь была война. Но главное — это то, что видна работа по восстановлению предприятия. Расскажите подробней о восстановлении предприятия.
- Сегодня у завода есть воднотранспортный цех. Он следит за акваторией, поддерживает причальную зону в порядке. Восстановлено четырехэтажное здание для сотрудников. Идет ремонт крытого плавдока. Каждая доковая операция – это работа для этого цеха. Полтора года назад был открыт 15-й цех по ремонту паротурбинных установок. Ряд специалистов – это бывшие заводчане, ушедшие в компанию "Новик" и вернувшиеся после ее ликвидации на 10-й СРЗ. Сейчас они занимаются сервисными работами на судах гидрографии и атомоходах. Есть еще два цеха судокорпусной и электромеханический. Названия говорят сами за себя. На них движется вся работа по контрактам по сервисному обслуживанию кораблей СФ (надводные суда и корабли).
- Восстановленное четырехэтажное здание, это ранее законсервированный блок цехов?
- Вы имеете в виду блок цехов "А"? Нет, это здание докового производства, в нем раньше размещалась доковая команда ПД-63, который был списан и продан на утилизацию в начале десятых годов. Сейчас в нем восстановлен этаж для воднотранспортного цеха, в планах восстановить этаж для строителей производственного одела для нахождения их в непосредственной близости к месту выполнения доковых работ в ПД-18.
Что касается блока цехов "А", то он не уходил на консервацию, в отличие от многих других производственных цехов. Он лучше всех сохранился за счет того, что там находятся техническая библиотека, наш архив, центральная заводская лаборатория, станочный парк и он рассматривается как возможное место расквартирования всех производственных цехов. Уже сейчас в нем функционируют механоремонтный цех, цех по ремонту БПТУ и сервисного ремонта, также вспомогательные службы — служба главного механика, центральная заводская лаборатория, заводской архив.
- Меня поразили размеры блока цехов "А" и его сохранность. Уже привык, что законсервированные объекты зачастую разворованы и практически уничтожены. А здесь – даже спортивные тренажеры в спортзале выглядят, как новые. Даже подумал, что современные, а присмотрелся – сделано в СССР. Как удалось его сохранить?
- Я не сказал бы, что его удалось сохранить таким, как его увидел главком Горшков в свое время и каким он был до начала 90-х годов прошлого столетия. Но многое осталось. Что-то пришлось восстанавливать для выполнения своей производственной программы. Ведь в данном цеху находится уникальное оборудование, которого больше нет в Мурманском регионе, поэтому ему уделили особенное внимание и восстановили, не дожидаясь утверждения инвестиционной программы предприятия.
Все, что осталось в хорошем состоянии, – это заслуга самих заводчан. Тот же спортзал взяли под крыло, сами цеховые помещения люди ремонтируют. Каждый свой кабинет старается держать в порядке. В пустые помещения – стараемся ограничить доступ.
- На территории завода меня удивило огромное вырубленное в скале пространство с ведущими к нему штольнями. Что планировалось там строить, сухой док?
- В советское время планировалось построить большой эллинг со стапельной плитой. Для постановки заказов в эти объекты планировалось использовать передаточный док. Но, к сожалению, их не достроили, как и многое другое на нашем заводе и вообще в стране.
По моему мнению, если бы эти планы были доведены до логического завершения, то наш завод имел бы производственные мощности, сопоставимые с нашими соседями или даже больше.
- Грустно, что такой объект не был достроен. Какие планы на его будущее? Я понимаю, что достройка потребует миллиарды рублей. Может ли он быть интересен представителям нефтегазовой сферы?
- Сейчас трудно об этом сказать и что-то спрогнозировать, но могу сказать одно: при любом посещении завода потенциальными инвесторами мы обязательно включаем в презентацию краткое описание этого объекта незавершенного строительства.
- Раз упомянули про контракты, то как обстоят дела с ними? Военные — это понятно, а ремонтируете ли вы рыболовов или представителей нефтегазовой отрасли?
- Пока никто из нефтегазовой отрасли не обратил внимание на уютную бухту и причалы нашего завода, а вот рыбаки уже прочувствовали все прелести места: первые доковые осмотры малых рыболовецких судов начались весной этого года. Также в док пришло и первое из серии судов компании АМИГЭ (Росгеология). Составлена примерная программа развития взаимовыгодного сотрудничества для всех рыболовецких колхозов области. Она предусматривает стоянку, ремонт, докование и, возможно, в будущем перевалку рыбы, для чего необходимо решить ряд организационных вопросов.
Что получится на выходе, посмотрим.
Также мы активно просматриваем все возможные конкурсные процедуры объявляемые ФГУП "Атомфлот". Наши выездные бригады работали на ледоколе "50 лет Победы" и на лихтеровозе "Севморпуть", принимали участие в ремонте ПД-3, который использует в своей производственной программе ФГУП "Атомфлот", что планируем делать и в будущем.
- Ну а теперь вернемся к военным. Какая работа ведется по гособоронзаказу?
- Работа по линии гособоронзаказа 2016-2018 года – это период освоения корпусных работ с композитами на деревянных тральщиках. И все гидрографические суда принимают на борт специалистов завода для ремонта оборудования. Плюс косметические процедуры по корпусу и в каютах не вызывают нареканий от военных заказчиков. Выполняем работы и на атомоходах.
Наш завод не является прямым исполнителем по ГОЗ, мы работаем как соисполнитель у более крупных предприятий отрасли — таких, как "СМП", ЦС "Звездочка". В этом году уже поработали и с "Северной верфью".
Первые громкие шаги – это восстановление транспорта "Сергей Осипов" для поддержки нашего авианесущего крейсера "Кузнецов" при походе к сирийским берегам в 2016 году.
Тяжело идут работы по ремонту корпусов судов. Здесь, конечно, основной причиной является срок эксплуатации данных корпусов. Что там увидишь и в каких объемах — определяется только дефектацией, а далее начинаются поиски нужных материалов. И как тут не вспомнить, что родина многих малых советских кораблей – Николаевская верфь, что на ныне "самостийной" Украине, или Польша. Добавьте сюда процедуру закупок по 44-му или 223-му ФЗ и попробуйте вложиться в месяц. Утрирую, конечно, но это смех сквозь слезы. Рабочие бригады ностальгируют по тем временам, когда ЗИП приходил на завод в момент схода корабля со стапелей производителя. Но тем не менее два малых катера с корпусом из АМГ завод в этом году выдал Северному флоту.
- На территории предприятия заметил реактор от акулы и прочный корпус другой подводной лодки. Что это за корабли и когда их подготовят к отправке в Сайда Губу?
- Да, в рамках субсидиального контракта с ГК "Росатом" на заводе в настоящее время находятся шесть объектов. В 2018 году запланирована передача для дальнейшего хранения в филиал №3 ФГУП "СевРАО" в Сайда Губу пяти объектов и блока №724 на филиал СРЗ "Нерпа" АО "ЦС "Звездочка" для формирования одноотсечных блоков
- Недавно ваше предприятие с целью конкретизации инвестиционных программ развития предприятия посетила делегация департамента технического развития ОСК. Какие у них были впечатления от предприятия и есть ли результаты?
- В 2018 году дошел черед и до предприятий Мурманского региона, входящих в группу ОСК. В этом году должна быть утверждена стратегия развития предприятий в Мурманском регионе. Соответственно, так как 10-й СРЗ, является единственным предприятием прямого подчинения (остальные — филиалы ЦС "Звездочка"), то нас и посетили в 2018 году директора всех департаментов ОСК, которые ранее на заводе не бывали.
Наш завод неизменно производит впечатление своей уникальностью. Во-первых, незамерзающая глубокая бухта, крытый плавдок, прямой выход в море и большие причалы. Но есть и недостатки — это наш остров Шалим, делающий вход в губу Пала малопривлекательным для крупнотоннажных судов.
- Как вам удается работать с филиалом "Звездочки" - "Нерпой"? Вы выполняете одинаковую работу или она разная? Нет ли планов по какому-либо объединению, или распределению заказов?
- Что нас связывает со "Звездочкой"? Большой брат по корпорации ОСК не взял нас, как соседнюю "Нерпу", под свое крыло. Это и не плохо, и не хорошо. Мы самостоятельны в своих технических решениях, кадровой политике и многом другом, мы находимся в прямо подчинении АО "ОСК". Мы делаем для них баллоны ГВД и ВВД (освидетельствование на станции испытания баллонов). Делим с ними в этом году работы по восстановлению нашей флотской авианесущей гордости - "Кузнецова".
Планы по объединению заводов Мурманской области в единый северный филиал ОСК — это пока только разговоры. Они не лишены смысла, так как у каждого своя специфика и по завершении программы судостроения именно северным заводам реализовывать программу судоремонта. Не гонять же корабли на Балтику. Жены моряков – женщины терпеливые, но всему есть предел. А возможность часто видеться с семьями у экипажей есть, если только корабль в ближайший завод встал.
- Сколько человек сегодня работает на предприятии и организовываются ли для них какие-либо мероприятия? Принимали ли участие в спартакиаде ОСК?
- На сегодняшний день численный состав завода – 525 человек, что в два раза больше, чем в 2014 году. В процентном отношении это около 10 процентов населения Полярного. Но на заводе работают и жители соседних Снежногорска, Гаджиево, Мурманска. Приехали работники и из Астрахани. Жаль молодежи не так много, как хотелось. Средний возраст предприятия – 44 года, что гораздо лучше, чем в 2014 году, когда средний возраст на заводе составлял 53 года. Это не выбивается из общей картины региона. Костяк – пенсионеры, работавшие на заводе, служившие на СФ и в системе МВД.
Только последние два года завод начинает проводить политику ранней профориентации, и многие взрослые жители Полярного с удивлением узнают, что он жив.
С досугом корабелов проблем не возникает. Если есть время, то это семейные хлопоты и заботы муниципалитета. В городе есть и сады, и школы, и спортшкола, и школа искусств, а также Центр культуры. Примечательно, что все объекты либо строил в свое время завод, либо были организованы с подачи руководства завода — как спортшкола и школа искусств. В этом году мы отправили команду на турслет к нашим соседям СРЗ "Нерпа". Молодежь предприятия приняла участие в международном спортивном фестивале "Гольфстрим". Мы постепенно возвращаемся в информационное поле области в качестве участников и спонсоров. К спартакиаде ОСК готовимся на следующий год.
Что касается общественной жизни, особо хочу отметить наше участие во всероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России". Мы подхватили знамя этой организации в 2016 году и большинство своих социальных инициатив и заводских проблем решаем через Союзмаш. Так, к примеру, выстраиваем профориентационную вертикаль подготовки кадров с колледжами, школами и вузами. Про отрасль молодежь просто мало знает. Мы восполняем этот пробел.
Докование подводной лодки / Корабел.ру |
В Полярном было сделано два репортажа: ранее опубликованный репортаж о подводной лодке "Санкт-Петербург" проекта 677 (шифр "Лада"), и о 10-м судоремонтном заводе (входит в ОСК). Сегодня речь пойдет о заводе.
О заводе был много наслышан. Рассказы были разные — как позитивные, так и негативные: про разруху, отсутствие рабочих и о "все-распиленности". Как и многие непрофильные объекты Минобороны, завод пережил страшные времена конца 90-х - начала нулевых. Рекорд по задержке зарплаты составлял до 9 месяцев (1998 год).
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
Одной из целей моего посещения 10-го СРЗ стало развенчивание всех негативных мифов. Кстати, важный момент – все самые свежие новости о заводе, а их каждую неделю прибывает с десяток, можно найти в группе предприятия ВКонтакте и на самом сайте завода — это последние веяния времени по раскрытию информации о заводе, который существует с 1935 года.
Панорама завода с крытого плавдока / Корабел.ру |
Что представлял 10-й СРЗ до Великой Отечественной войны – плавмастерская по ремонту подводных лодок и надводных кораблей Северной военной флотилии (после 1937-го преобразована в Северный флот), деревянные постройки, причальная зона, слип для подводных лодок. После 1951 года — это колыбель атомного судоремонта. Сегодня это самостоятельный и один из самых малочисленных членов ОСК, практикующий сервисный ремонт кораблей и судов, доковый ремонт как подводных, так и надводных кораблей. Как минимум, два объекта, которые мы можем назвать без преувеличения уникальными, остались на территории завода. Первый – крытый плавучий док, второй – станция испытания баллонов. Конечно, есть цеха и станочные парки, сварочное оборудование и энергопроизводство. Можно пилить, гнуть, резать, шлифовать и вытачивать все необходимую продукцию: от гайки - до винта. Средний возраст оборудования – 35 лет. С одной стороны, оно надежно, как все советское, с другой – морально устаревает.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
Во время посещения 10-го СРЗ появился уникальный шанс пообщаться с директором предприятия Евгением Зудиным и узнать ответы на все интересующие меня вопросы. В общем, провести полноценное интервью.
- Евгений Васильевич, я прошелся по цехам и заметил, что средний возраст оборудования 35 лет. Оно, конечно, надежное, но все равно морально устарело. Есть ли планы по обновлению?
- Конечно, есть. Еще в 2015-м году после смены руководства завода был разработан план модернизации станочного парка, перевода дополнительного дока на акваторию Пала-губы, восстановления СИБа (станции испытания баллонов). Что смогли сами – сделали. По остальному — ждем решения инвестиционного комитета корпорации, принятия решения по стратегии развития предприятий АО "ОСК" в Мурманском регионе. И не просто ждем, а наращиваем пакет лицензий, ищем и находим по всей России производственных рабочих и ИТР. "Кадры решают все!" — этот лозунг актуален сегодня для всех заводов как никогда.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- После прогулки по заводской территории у меня создалось впечатление, что здесь была война. Но главное — это то, что видна работа по восстановлению предприятия. Расскажите подробней о восстановлении предприятия.
- Сегодня у завода есть воднотранспортный цех. Он следит за акваторией, поддерживает причальную зону в порядке. Восстановлено четырехэтажное здание для сотрудников. Идет ремонт крытого плавдока. Каждая доковая операция – это работа для этого цеха. Полтора года назад был открыт 15-й цех по ремонту паротурбинных установок. Ряд специалистов – это бывшие заводчане, ушедшие в компанию "Новик" и вернувшиеся после ее ликвидации на 10-й СРЗ. Сейчас они занимаются сервисными работами на судах гидрографии и атомоходах. Есть еще два цеха судокорпусной и электромеханический. Названия говорят сами за себя. На них движется вся работа по контрактам по сервисному обслуживанию кораблей СФ (надводные суда и корабли).
Эхо 90-х и 00-х - фрагменты утилизированных атомных подлодок перед вывозом на металлолом / Корабел.ру |
- Восстановленное четырехэтажное здание, это ранее законсервированный блок цехов?
- Вы имеете в виду блок цехов "А"? Нет, это здание докового производства, в нем раньше размещалась доковая команда ПД-63, который был списан и продан на утилизацию в начале десятых годов. Сейчас в нем восстановлен этаж для воднотранспортного цеха, в планах восстановить этаж для строителей производственного одела для нахождения их в непосредственной близости к месту выполнения доковых работ в ПД-18.
Что касается блока цехов "А", то он не уходил на консервацию, в отличие от многих других производственных цехов. Он лучше всех сохранился за счет того, что там находятся техническая библиотека, наш архив, центральная заводская лаборатория, станочный парк и он рассматривается как возможное место расквартирования всех производственных цехов. Уже сейчас в нем функционируют механоремонтный цех, цех по ремонту БПТУ и сервисного ремонта, также вспомогательные службы — служба главного механика, центральная заводская лаборатория, заводской архив.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- Меня поразили размеры блока цехов "А" и его сохранность. Уже привык, что законсервированные объекты зачастую разворованы и практически уничтожены. А здесь – даже спортивные тренажеры в спортзале выглядят, как новые. Даже подумал, что современные, а присмотрелся – сделано в СССР. Как удалось его сохранить?
- Я не сказал бы, что его удалось сохранить таким, как его увидел главком Горшков в свое время и каким он был до начала 90-х годов прошлого столетия. Но многое осталось. Что-то пришлось восстанавливать для выполнения своей производственной программы. Ведь в данном цеху находится уникальное оборудование, которого больше нет в Мурманском регионе, поэтому ему уделили особенное внимание и восстановили, не дожидаясь утверждения инвестиционной программы предприятия.
Все, что осталось в хорошем состоянии, – это заслуга самих заводчан. Тот же спортзал взяли под крыло, сами цеховые помещения люди ремонтируют. Каждый свой кабинет старается держать в порядке. В пустые помещения – стараемся ограничить доступ.
Станция испытания балонов / Корабел.ру |
- На территории завода меня удивило огромное вырубленное в скале пространство с ведущими к нему штольнями. Что планировалось там строить, сухой док?
- В советское время планировалось построить большой эллинг со стапельной плитой. Для постановки заказов в эти объекты планировалось использовать передаточный док. Но, к сожалению, их не достроили, как и многое другое на нашем заводе и вообще в стране.
По моему мнению, если бы эти планы были доведены до логического завершения, то наш завод имел бы производственные мощности, сопоставимые с нашими соседями или даже больше.
Тоннель к недостроенному эллингу / Корабел.ру |
- Грустно, что такой объект не был достроен. Какие планы на его будущее? Я понимаю, что достройка потребует миллиарды рублей. Может ли он быть интересен представителям нефтегазовой сферы?
- Сейчас трудно об этом сказать и что-то спрогнозировать, но могу сказать одно: при любом посещении завода потенциальными инвесторами мы обязательно включаем в презентацию краткое описание этого объекта незавершенного строительства.
Недостроенный эллинг / Корабел.ру |
- Раз упомянули про контракты, то как обстоят дела с ними? Военные — это понятно, а ремонтируете ли вы рыболовов или представителей нефтегазовой отрасли?
- Пока никто из нефтегазовой отрасли не обратил внимание на уютную бухту и причалы нашего завода, а вот рыбаки уже прочувствовали все прелести места: первые доковые осмотры малых рыболовецких судов начались весной этого года. Также в док пришло и первое из серии судов компании АМИГЭ (Росгеология). Составлена примерная программа развития взаимовыгодного сотрудничества для всех рыболовецких колхозов области. Она предусматривает стоянку, ремонт, докование и, возможно, в будущем перевалку рыбы, для чего необходимо решить ряд организационных вопросов.
Что получится на выходе, посмотрим.
Также мы активно просматриваем все возможные конкурсные процедуры объявляемые ФГУП "Атомфлот". Наши выездные бригады работали на ледоколе "50 лет Победы" и на лихтеровозе "Севморпуть", принимали участие в ремонте ПД-3, который использует в своей производственной программе ФГУП "Атомфлот", что планируем делать и в будущем.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- Ну а теперь вернемся к военным. Какая работа ведется по гособоронзаказу?
- Работа по линии гособоронзаказа 2016-2018 года – это период освоения корпусных работ с композитами на деревянных тральщиках. И все гидрографические суда принимают на борт специалистов завода для ремонта оборудования. Плюс косметические процедуры по корпусу и в каютах не вызывают нареканий от военных заказчиков. Выполняем работы и на атомоходах.
Наш завод не является прямым исполнителем по ГОЗ, мы работаем как соисполнитель у более крупных предприятий отрасли — таких, как "СМП", ЦС "Звездочка". В этом году уже поработали и с "Северной верфью".
Первые громкие шаги – это восстановление транспорта "Сергей Осипов" для поддержки нашего авианесущего крейсера "Кузнецов" при походе к сирийским берегам в 2016 году.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
Тяжело идут работы по ремонту корпусов судов. Здесь, конечно, основной причиной является срок эксплуатации данных корпусов. Что там увидишь и в каких объемах — определяется только дефектацией, а далее начинаются поиски нужных материалов. И как тут не вспомнить, что родина многих малых советских кораблей – Николаевская верфь, что на ныне "самостийной" Украине, или Польша. Добавьте сюда процедуру закупок по 44-му или 223-му ФЗ и попробуйте вложиться в месяц. Утрирую, конечно, но это смех сквозь слезы. Рабочие бригады ностальгируют по тем временам, когда ЗИП приходил на завод в момент схода корабля со стапелей производителя. Но тем не менее два малых катера с корпусом из АМГ завод в этом году выдал Северному флоту.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- На территории предприятия заметил реактор от акулы и прочный корпус другой подводной лодки. Что это за корабли и когда их подготовят к отправке в Сайда Губу?
- Да, в рамках субсидиального контракта с ГК "Росатом" на заводе в настоящее время находятся шесть объектов. В 2018 году запланирована передача для дальнейшего хранения в филиал №3 ФГУП "СевРАО" в Сайда Губу пяти объектов и блока №724 на филиал СРЗ "Нерпа" АО "ЦС "Звездочка" для формирования одноотсечных блоков
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- Недавно ваше предприятие с целью конкретизации инвестиционных программ развития предприятия посетила делегация департамента технического развития ОСК. Какие у них были впечатления от предприятия и есть ли результаты?
- В 2018 году дошел черед и до предприятий Мурманского региона, входящих в группу ОСК. В этом году должна быть утверждена стратегия развития предприятий в Мурманском регионе. Соответственно, так как 10-й СРЗ, является единственным предприятием прямого подчинения (остальные — филиалы ЦС "Звездочка"), то нас и посетили в 2018 году директора всех департаментов ОСК, которые ранее на заводе не бывали.
Наш завод неизменно производит впечатление своей уникальностью. Во-первых, незамерзающая глубокая бухта, крытый плавдок, прямой выход в море и большие причалы. Но есть и недостатки — это наш остров Шалим, делающий вход в губу Пала малопривлекательным для крупнотоннажных судов.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- Как вам удается работать с филиалом "Звездочки" - "Нерпой"? Вы выполняете одинаковую работу или она разная? Нет ли планов по какому-либо объединению, или распределению заказов?
- Что нас связывает со "Звездочкой"? Большой брат по корпорации ОСК не взял нас, как соседнюю "Нерпу", под свое крыло. Это и не плохо, и не хорошо. Мы самостоятельны в своих технических решениях, кадровой политике и многом другом, мы находимся в прямо подчинении АО "ОСК". Мы делаем для них баллоны ГВД и ВВД (освидетельствование на станции испытания баллонов). Делим с ними в этом году работы по восстановлению нашей флотской авианесущей гордости - "Кузнецова".
Планы по объединению заводов Мурманской области в единый северный филиал ОСК — это пока только разговоры. Они не лишены смысла, так как у каждого своя специфика и по завершении программы судостроения именно северным заводам реализовывать программу судоремонта. Не гонять же корабли на Балтику. Жены моряков – женщины терпеливые, но всему есть предел. А возможность часто видеться с семьями у экипажей есть, если только корабль в ближайший завод встал.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
- Сколько человек сегодня работает на предприятии и организовываются ли для них какие-либо мероприятия? Принимали ли участие в спартакиаде ОСК?
- На сегодняшний день численный состав завода – 525 человек, что в два раза больше, чем в 2014 году. В процентном отношении это около 10 процентов населения Полярного. Но на заводе работают и жители соседних Снежногорска, Гаджиево, Мурманска. Приехали работники и из Астрахани. Жаль молодежи не так много, как хотелось. Средний возраст предприятия – 44 года, что гораздо лучше, чем в 2014 году, когда средний возраст на заводе составлял 53 года. Это не выбивается из общей картины региона. Костяк – пенсионеры, работавшие на заводе, служившие на СФ и в системе МВД.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |
Только последние два года завод начинает проводить политику ранней профориентации, и многие взрослые жители Полярного с удивлением узнают, что он жив.
С досугом корабелов проблем не возникает. Если есть время, то это семейные хлопоты и заботы муниципалитета. В городе есть и сады, и школы, и спортшкола, и школа искусств, а также Центр культуры. Примечательно, что все объекты либо строил в свое время завод, либо были организованы с подачи руководства завода — как спортшкола и школа искусств. В этом году мы отправили команду на турслет к нашим соседям СРЗ "Нерпа". Молодежь предприятия приняла участие в международном спортивном фестивале "Гольфстрим". Мы постепенно возвращаемся в информационное поле области в качестве участников и спонсоров. К спартакиаде ОСК готовимся на следующий год.
Что касается общественной жизни, особо хочу отметить наше участие во всероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России". Мы подхватили знамя этой организации в 2016 году и большинство своих социальных инициатив и заводских проблем решаем через Союзмаш. Так, к примеру, выстраиваем профориентационную вертикаль подготовки кадров с колледжами, школами и вузами. Про отрасль молодежь просто мало знает. Мы восполняем этот пробел.
10 судоремонтный завод / Корабел.ру |