Точку зрения Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) на применение в судостроении полимерно-композиционных материалов в интервью "Корабел.Ру" представил заместитель генерального директора РС по классификации и наблюдению в промышленности Сергей Шишкин.
Перейти к новости
Хорошее интервью. Известно, что РМРС в предыдущие годы был очень сильно заточен на воспроизведение во многих вопросах тех подходов, которые ему "спускались" из международных организаций. Хочется надеяться, что теперь РМРС будет в своей работе больше напоминать Регистр СССР времен расцвета морского судостроения и судоходства. Главное, на мой взгляд, в интервью это фраза: "В текущий момент в «Правилах классификации и постройки морских судов» (Правила РС) имеются ограничения только по размерам корпуса таких судов – их длина должна составлять не более 70 м". То есть, проектируйте, стройте, пользуйтесь любыми методиками, которые могут быть полезными. Собственно говоря, в области композитов аналогичная позиция и у РРР. Я всегда говорил и писал, что в отечественных Правилах РРР и РМРС заложено достаточное количество механизмов для проектирования и постройки подавляющего большинства судов различных типов из композитов. Именно это и подтвержено в интервью. С пожарной опасностью нужно разбираться отдельно. Но, например, в Правилах РРР, наряду с композитными судами существуют деревянные суда (они, кстати, строятся до сих пор). Они не менее пожароопасны. Просто нужно четко понимать что и для чего делается.
Насчет "спускались из международных организаций", то это лишь вопрос желания развивать свой рынок. Вот, ABS вообще вывело высокоскоростные суда длиной менее 50м из-под требований HSC Code к конструктивной противопожарной защите. Поэтому "у них" такие суда строят массово, в России - один "Грифон" как икона технологических достижений.
Еще раз: не нужно применять все конвенции к судам, не совершающим международных рейсов. В том числе, по противопожарной защите. И тогда все получится.
По поводу экономии веса конструкций из композиционных материалов по отношению к легким сплавам, если мы говорим о композитах на основе стекловолокна, при эквивалентной прочности - то это легенды. Легкие сплавы выигрывают в большинстве случаев для свариваемых сплавов. При соединении конструкций из легких сплавов клепкой - они вне конкуренции. По отношению к конструкциям из композитов на основе углеродного волокна легкие плавы в ряде случаев проигрывают, включая клепанные конструкции. Но до настоящего времени нет общеупотребительных методик проектирования судовых корпусных конструкций из углепластика, а также неизвестно его эксплуатационное поведение и характеристики долговечности. В авиации конструкции из углепластика проектируются как из "черного алюминия". Имеется информация, что центроплан самолета МС-21, созданный из углепластика на основе отечественных материалов, проигрывает в весе клепанному центроплану из легких сплавов. А центроплан самолета МС-21, созданный из углепластика на основе зарубежных материалов - выигрывает. В общем - все на грани.
Мы делали анализ по ряду реализованных проектов длиной до 24м, экономия в массе корпусных конструкций для однокорпусных судов до 15%, для катамаранов - почти 30%, для композитов из Е-стекла/сэндвича. При больших размерах судна преимущество постепенно утрачивается.
Значит плохо проектировали суда из легких сплавов. Или Правила - левые, не адекватные. Для корпусов скоростных судов длиной до 6 м преимущество легких сплавов - любых: сварных, клепаных - вне конкуренции. Про клепанные конструкции я уже написал. Именно поэтому все корпуса нормальных АСВП - только из легких сплавов. Из композитов могут быть надстройки АСВП, если желательны пластичные формы. Если нет требований к формам - клепанные надстройки АСВП из легких сплавов - вне конкуренции. Для СПК клеено-клепанные надстройки из легких сплавов - вне конкуренции. Сварные надстройки СПК из легких сплавов примерно эквивалентны по весу надстройкам из композитов при условии применения пенопластов DIAB. На отечественных материалах - ловить нечего.
Я описываю результаты своих исследований по нескольким тысячам построенных судов. Это общеизвестная техническая информация, которая мной просто проанализирована. Я не думаю, что конструкторы в Европе, США и других регионах проектируют суда из композитов хуже Альберта Назарова. Впрочем, я не сообщил ничего, чтобы было неизвестно подавляющему большинству лодочных конструкторов.
Ваши исследования - это обзор маркетинговой информации, не более того. Доступа к технической документации по большинству судов у вас нет. Если мы берем судно спроектированное на одни и те же нагрузки и условия эксплуатации из аллюмния и композитов, то выигрыш композитов по массе налицо. Попробуйте выполнить упражнение для студентов - расчет пластины обшивки из разных материалов на одну и ту же нагрузку, и сравните массу, можно с набором.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+