Непростые времена заставляют внимательно взглянуть на экономику отраслевых процессов. Сегодня в фокусе суда на подводных крыльях (СПК) и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок в России. Перейти к новости
Прежде всего - об экономике. При теперешнем - и особенно при ожидаемом вскоре - уровне жизни населения речной транспорт гарантированно не сможет жить без дотаций властей, какие суда ни строй...
При катамараны норвежской постройки: они проектировались для работы в фьордах, защищённых от сильного волнения. Потому имели большие резервы повышения мореходности при соответствующем проектировании. Если даже они превосходили "Кометы" по мореходности, то дело "Комет" в этом отношении совсем плохо...
При рассмотрении перспектив не надо валить в одну кучу всё, что в мире проектируется и строится. В частности, СМПВ для большинства речных акваторий совершенно ни к чему...А про СМПВ, построенное на заводе "Алмаз", надо отметить, что у него изначально предполагалось размещение энергетики в надводной платформе, а потому - угловые передачи, достаточно сложные и дорогие. Если бы выбрали размещение в гондолах - вполне применяемое в мире - судно можно бы было достроить и использовать... :(
Очень интересная статья.
Тема актуальна для янтарного края России (Калининградская область). В области нет крупных рек, но есть 2 залива - Калининградский (Вислинский) и Куршский. В перспективе...после нормализации отношений с Евросоюзом целесообразны и возможны туристические маршруты на скоростных пассажирских судах по маршруту Калининград - Фромборк. Польша (по Калининградскому заливу) и Зеленоградск - Клайпеда, Литва (по Куршскому заливу). Целесообразна организация постоянной пассажирской линии и вдоль российской части Куршской косы - Зеленоградск- Лесное-Дюны-Рыбачий-Морское и обратно ( по Куршскому заливу). Конечно, надо считать "экономику процесса", но без дотаций со стороны региональных и федеральных властей такие проекты вряд ли возможны. Для Куршской косы могут быть востребованы как пассажирские катамараны на 45-100 чел. с возможностью швартовки в необорудованном месте, так и "водные такси" - скоростные катера на 8-10 чел.
Отдельная тема для тщательной
Продолжение - отдельная тема для тщательной проработки - ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОГО ПАССАЖИРСКОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ (БАЛТИЙСК) И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ. Введенный недавно в эксплуатацию новый паром проблему пассажирских перевозок на данном направлении не решает-очень мало мест для пассажиров...в основном для водителей грузовых автомобилей. Нужны морские скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. И опять в этом вопросе не обойтись без помощи профильных федеральных министерств.
В куда более спокойные и благополучные времена паром "Георг Отс" на линии СПб-Калининград ходил с загрузкой по пассажирам в 50-60% в летние месяцы. Весной и осенью он в дополнение к автотранспорту перевозил в основном его водителей. То есть примерно так, как сейчас работают паромы с Усть-Луги. При этом пассажирами "Георга Отса" летом были в основном туристы, привлеченные возможностью морского безвизового путешествия. А паром шел международными водами и это было интересно. Уровень комфорта "Георга Отса" был таким же, кук у "Князя Владимира", кроме питания (оба паромы). Кстати, капитан "Георга Отса" командует "Князем Владимиром". Это я к тому, что скоростные перевозки СПб-Калининград (точнее Балтийск, чтобы не идти морским каналом) - утопия. С авиацией скоростные суда конкурировать не могут. От Калининграда до СПб от силы два часа лета. А на Балтике - шторма, по крайней мере зыбь, довольно частая вещь. Даже "Георг Отс" изрядно качало в шторм. А СПК на этой линии просто работать не смогут. К тому же движение возможно только международными водами. А для захода в Эстонию или Финляндию (например, аварийного) все пассажиры и экипаж должны иметь загранпаспорта с открытым Шенгеном. Короче - плохая идея.
При любых раскладах всегда были и будут люди, которые обожают море во всех его проявлениях! Даже в шторм! Я акцентирую внимание не на скорости передвижения по Балтике на линии Балтийск-Санкт-Петербург, а на организации этого сообщения на комфортабельных и современных судах.. даже если путь по морю будет занимать сутки и более..это может быть востребовано! Нужна серьезная проработка всех заинтересованных сторон - и со стороны ведомственных структур, и со стороны бизнеса.. Давайте попробуем!
Как вариант для обсуждения - использование на линии Балтийск - Санкт-Петербург научно-исследовательских судов Института океанологии России. Все самые крупные суда приписаны к Калининграду - Атлантическое отделение Института океанологии. Совсем недавно Правительство России утвердило СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.. так что шансы есть..! Суда института океанологии имеют достаточно большие перерывы между научными рейсами.. на линии по Балтийскому морю по указанному маршруту их можно и нужно использовать!!!
К Калининграду приписано 5 судов Института океанологии и прежде всего легендарный флагман российской океанологии НИС ..научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". 2 судна НИС "Академик Сергей Вавилов" и НИС "Академик Иоффе" имеют опыт участия в круизных маршрутах в Антарктиду (много лет катали импортных туристов в эти заповедные места)..и еще 2 судна НИС "Академик Борис Петров" и НИС "Академик Николай Страхов"... все эти суда были построены в Финляндии и просто непростительно, что они полгода стоят у причальной стенки!!!
Например-технические данные НИС "Академик Сергей Вавилов" - год постройки - 1988 (Финляндия), экипаж - 43 чел., пассажиры - 123 чел . (класс КМ (*) L1(1) A2 пассажирское судно),длина - 117м, ширина - 18м, высота борта - 10м, автономность по топливу и воде - 60 суток, максимальная скорость - 15 узлов. От Балтийска до Питера примерно 550 морских миль, то есть при средней круизной скорости в 12-13 узлов судно пройдет весь маршрут за 2 суток - очень интересное морское путешествие для туристов!!!
Другой вариант - и достаточно интересный - использование на линии Балтийск-Санкт-Петербург пассажирских экранопланов. Как вариант - морской многоцелевой экраноплан проекта A-020-538 Разработчик - ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева (Нижний Новгород). Крейсерская скорость 265-290 км.ч. мореходность при полете - 3,0, пассажировместимость - 50 чел..есть и другие варианты! На Балтике у России только 2 региона - Санкт-Петербург и Калининградская область и нормальное и эффективное морское пассажирское сообщение между ними должно существовать! это не только экономика и туризм, но и геополитика! Поэтому надо просто "достучаться" до федеральных властей с продуманными и взвешенными предложениями! А это КОМАНДНАЯ РАБОТА!!!
Применение экранопланов на линии СПб-Балтийск обсуждалось здесь на портале Корабел.Ру несколько лет назад. После достаточно серьезного анализа идея была признана не реалистичной.
Уважаемый Алексей Леонидович! Должен Вам напомнить, что есть скоростные суда и кроме СПК...А если уж СПК - после экономически обоснованного выбора вариантов! - то на автоматически управляемых крыльях. Потому что малопогруженные крылья - это принципиально низкая мореходность, т.е. нерегулярность сообщения. Впрочем, на сильном волнении небольшие САУПК тоже бесполезны.
В США повысили цены на бензин, но это не является поводом для отказа от автомобилей. А мы практически отказывались от скоростного флота. Значит надо искать пути. У нас что в стране лизтоплива не хватает? Или газа? Это вопрос к конструкторам, прежде всего. Может начать вводить в программу судостроителей незаслуженно забытый функционально-стоимостной анализ? Или устанавливать новый порядок межотраслевых взаимоотношений с тем же топливно-энергетическим комплексом? Главный посыл - полезность и даже необходимость скоростного флота для населения и только для населения!!!
Уважаемый Алексей Леонидович!
Чтобы иметь "мореходность 3 м", экраноплан должен иметь хорду 30 метров...:( А что при бОльшей волне? К сожалению, называемые разработчиками расчётные высоты волн экранопланов - чистой воды фантазии...:( Когда-то для 500-тонного "Луня" его автор Алексеев назвал расчётную интенсивность волнения: 3 балла...Это Вам о чём-то говорит? :(
О социально значимых маршрутах в статье написано: "к социальным перевозкам по сибирским рекам вопросов нет". Открытый вопрос о дотациях на коммерческие перевозки туристов.
Михаил, как я отметил выше, проблема в соотношении уровня доходов населения и стоимости работы скоростных судов. Ведь, с другой стороны - в нашей стоимости топлива львиную долю составляют налоги, акцизы...А расстояния у нас гигантские, так что на тихоходных судах не сильно наплаваешься...:(
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+