ФОРУМ КОРАБЕЛ.РУ
Как развивать скоростные пассажирские перевозки по водным путям России?Тема закрыта для комментирования
Непростые времена заставляют внимательно взглянуть на экономику отраслевых процессов. Сегодня в фокусе суда на подводных крыльях (СПК) и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок в России. 
Перейти к новости

Дубровский Виктор Анатольевич

14 Марта 2022 г. 08:30 #1
-1+
Прежде всего - об экономике. При теперешнем - и особенно при ожидаемом вскоре - уровне жизни населения речной транспорт гарантированно не сможет жить без дотаций властей, какие суда ни строй...
При катамараны норвежской постройки: они проектировались для работы в фьордах, защищённых от сильного волнения. Потому имели большие резервы повышения мореходности при соответствующем проектировании. Если даже они превосходили "Кометы" по мореходности, то дело "Комет" в этом отношении совсем плохо...
При рассмотрении перспектив не надо валить в одну кучу всё, что в мире проектируется и строится. В частности, СМПВ для большинства речных акваторий совершенно ни к чему...А про СМПВ, построенное на заводе "Алмаз", надо отметить, что у него изначально предполагалось размещение энергетики в надводной платформе, а потому - угловые передачи, достаточно сложные и дорогие. Если бы выбрали размещение в гондолах - вполне применяемое в мире - судно можно бы было достроить и использовать... :(

Гненной Олег

14 Марта 2022 г. 09:45 #2
-0+
Статья готовилась в декабрьский номер журнала и, конечно, ситуация изменилась.

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 11:19 #3
-0+
Очень интересная статья.
Тема актуальна для янтарного края России (Калининградская область).  В области нет крупных рек, но есть 2 залива - Калининградский (Вислинский) и Куршский. В перспективе...после нормализации отношений с Евросоюзом целесообразны и возможны туристические маршруты на скоростных пассажирских судах по маршруту Калининград  - Фромборк. Польша (по Калининградскому заливу) и Зеленоградск - Клайпеда, Литва (по Куршскому заливу). Целесообразна организация постоянной пассажирской линии и вдоль российской части Куршской косы - Зеленоградск- Лесное-Дюны-Рыбачий-Морское и обратно ( по Куршскому заливу). Конечно, надо считать "экономику процесса", но без дотаций со стороны региональных и федеральных властей такие проекты вряд ли возможны. Для Куршской косы могут быть востребованы как пассажирские катамараны на 45-100 чел. с возможностью швартовки в необорудованном месте, так и "водные такси" - скоростные катера на 8-10 чел.
Отдельная тема для тщательной

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 11:23 #4
-0+
Продолжение - отдельная тема для тщательной проработки - ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОГО ПАССАЖИРСКОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ (БАЛТИЙСК) И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ. Введенный недавно в эксплуатацию новый паром проблему пассажирских перевозок на данном направлении не решает-очень мало мест для пассажиров...в основном для водителей грузовых автомобилей. Нужны морские скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. И опять в этом вопросе не обойтись без помощи профильных федеральных министерств.

Францев Михаил Эрнстович

14 Марта 2022 г. 13:00 #5
-2+
В куда более спокойные и благополучные времена паром "Георг Отс" на линии СПб-Калининград ходил с загрузкой по пассажирам в 50-60% в летние месяцы. Весной и осенью он в дополнение к автотранспорту перевозил в основном его водителей. То есть примерно так, как сейчас работают паромы с Усть-Луги. При этом пассажирами "Георга Отса" летом были в основном туристы, привлеченные возможностью морского безвизового путешествия. А паром шел международными водами и это было интересно. Уровень комфорта "Георга Отса" был таким же, кук у "Князя Владимира", кроме питания (оба паромы). Кстати, капитан "Георга Отса" командует "Князем Владимиром". Это я к тому, что скоростные перевозки СПб-Калининград (точнее Балтийск, чтобы не идти морским каналом) - утопия. С авиацией скоростные суда конкурировать не могут. От Калининграда до СПб от силы два часа лета. А на Балтике - шторма, по крайней мере зыбь, довольно частая вещь. Даже "Георг Отс" изрядно качало в шторм. А СПК на этой линии просто работать не смогут. К тому же движение возможно только международными водами. А для захода в Эстонию или Финляндию (например, аварийного) все пассажиры и экипаж должны иметь загранпаспорта с открытым Шенгеном. Короче - плохая идея.

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 14:07 #6
-0+
При любых раскладах всегда были и будут люди, которые обожают море во всех его проявлениях! Даже в шторм! Я акцентирую внимание не на скорости передвижения по Балтике на линии Балтийск-Санкт-Петербург, а на организации этого сообщения на комфортабельных и современных судах.. даже если путь по морю будет занимать сутки и более..это может быть востребовано! Нужна серьезная проработка всех заинтересованных сторон - и со стороны ведомственных структур, и со стороны бизнеса.. Давайте попробуем!

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 14:11 #7
-0+
Как вариант для обсуждения - использование на линии Балтийск - Санкт-Петербург научно-исследовательских судов Института океанологии России. Все самые крупные суда приписаны к Калининграду - Атлантическое отделение Института океанологии. Совсем недавно Правительство России утвердило СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.. так что шансы есть..! Суда института океанологии имеют достаточно большие перерывы между научными рейсами.. на линии по Балтийскому морю по указанному маршруту их можно и нужно использовать!!!

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 14:46 #8
-0+
К Калининграду приписано 5 судов Института океанологии и прежде всего легендарный флагман российской океанологии НИС ..научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". 2 судна НИС "Академик Сергей Вавилов" и НИС "Академик Иоффе" имеют опыт участия в круизных маршрутах в Антарктиду (много лет катали импортных туристов в эти заповедные места)..и еще 2 судна НИС "Академик Борис Петров" и НИС "Академик Николай Страхов"... все эти суда были построены в Финляндии и просто непростительно, что они полгода стоят у причальной стенки!!!

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 14:54 #9
-0+
Например-технические данные НИС "Академик Сергей Вавилов" - год постройки - 1988 (Финляндия), экипаж - 43 чел., пассажиры - 123 чел . (класс КМ (*) L1(1) A2 пассажирское судно),длина - 117м, ширина - 18м, высота борта - 10м, автономность по топливу и воде - 60 суток, максимальная скорость - 15 узлов. От Балтийска до Питера примерно 550 морских миль, то есть при средней круизной скорости в 12-13 узлов судно пройдет весь маршрут за 2 суток - очень интересное морское путешествие для туристов!!!

Глушков Алексей Леонидович

14 Марта 2022 г. 15:07 #10
--1+
Другой вариант - и достаточно интересный - использование на линии Балтийск-Санкт-Петербург пассажирских экранопланов. Как вариант - морской многоцелевой экраноплан проекта A-020-538 Разработчик - ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева (Нижний Новгород). Крейсерская скорость 265-290 км.ч. мореходность при полете - 3,0, пассажировместимость - 50 чел..есть и другие варианты! На Балтике у России только 2 региона - Санкт-Петербург и Калининградская область и нормальное и эффективное морское пассажирское сообщение между ними должно существовать! это не только экономика и туризм, но и геополитика! Поэтому надо просто "достучаться" до федеральных властей с продуманными и взвешенными предложениями! А это КОМАНДНАЯ РАБОТА!!!

Францев Михаил Эрнстович

14 Марта 2022 г. 16:29 #11
-2+
Применение экранопланов на линии СПб-Балтийск обсуждалось здесь на портале Корабел.Ру несколько лет назад. После достаточно серьезного анализа идея была признана не реалистичной.

Щеголихин Петр Владимирович

15 Марта 2022 г. 09:15 #12
-1+
На тему экранопланов - https://www.korabel.ru/news/comments/mozhno_no_ne_nuzhno.html.

Дубровский Виктор Анатольевич

15 Марта 2022 г. 09:28 #13
-1+
Уважаемый Алексей Леонидович! Должен Вам напомнить, что есть скоростные суда и кроме СПК...А если уж СПК - после экономически обоснованного выбора вариантов! - то на автоматически управляемых крыльях. Потому что малопогруженные крылья - это принципиально низкая мореходность, т.е. нерегулярность сообщения. Впрочем, на сильном волнении небольшие САУПК тоже бесполезны.

Глушков Алексей Леонидович

15 Марта 2022 г. 12:25 #14
-0+
Спасибо за Вашу ссылку на обсуждение проблематики экранопланов.

Михаил К.

15 Марта 2022 г. 13:40 #15
-0+
В США повысили цены на бензин, но это не является поводом для отказа от автомобилей. А мы практически отказывались от скоростного флота. Значит надо искать пути. У нас что в стране лизтоплива не хватает? Или газа? Это вопрос к конструкторам, прежде всего. Может начать вводить в программу судостроителей незаслуженно забытый функционально-стоимостной анализ? Или устанавливать новый порядок межотраслевых взаимоотношений с тем же топливно-энергетическим комплексом? Главный посыл - полезность и даже необходимость скоростного флота для населения и только для населения!!!

Михаил К.

15 Марта 2022 г. 13:41 #16
-0+
И не только для населения.

Гненной Олег

15 Марта 2022 г. 16:04 #17
-0+
Весь вопрос в эффективных технических решениях. СПК создавались тогда, когда о стоимости топлива особо не задумывались.

Михаил К.

15 Марта 2022 г. 19:01 #18
-0+
Мы не учитываем опосредованный эффект. На тех же сибирских реках скоростным флотом пользуются те же нефтяники и газовики.

Дубровский Виктор Анатольевич

16 Марта 2022 г. 06:42 #19
-0+
Уважаемый Алексей Леонидович!
Чтобы иметь "мореходность 3 м", экраноплан должен иметь хорду 30 метров...:( А что при бОльшей волне? К сожалению, называемые разработчиками расчётные высоты  волн экранопланов - чистой воды фантазии...:( Когда-то для 500-тонного "Луня" его автор Алексеев назвал расчётную интенсивность волнения: 3 балла...Это Вам о чём-то говорит? :(

Гненной Олег

16 Марта 2022 г. 08:17 #20
-0+
О социально значимых маршрутах в статье написано: "к социальным перевозкам по сибирским рекам вопросов нет". Открытый вопрос о дотациях на коммерческие перевозки туристов.

Дубровский Виктор Анатольевич

22 Марта 2022 г. 07:38 #21
-0+
Михаил, как я отметил выше, проблема в соотношении уровня доходов населения и стоимости работы скоростных судов. Ведь, с другой стороны - в нашей стоимости топлива львиную долю составляют налоги, акцизы...А расстояния у нас гигантские, так что на тихоходных судах не сильно наплаваешься...:(
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.

Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
E-mail:
Пароль:


Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".

Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".