Как минимум две новости к сегодняшнему дню о строительстве скоростных пассажирских катамаранов проекта HSC150B и "Котлин" на российских верфях для российских нужд заставляют обратиться нас к этой теме и осмыслить, что и для каких целей строится... С другой стороны – заглянуть в прошлое и поразмышлять о судьбе скоростного судна в Советском Союзе, а после и в России. Перейти к новости
На мой взгляд, в этой несомненно интересной статье недостает анализа эксплуатации скоростных композитных катамаранов, в последние годы эксплуатировавшихся в Санкт0Петербурге и на Черном море. Необходимо отметить, что ряд вопросов эксплуатации катамаранов освещался в материалах портала
Жаль, что вне поля зрения при рассмотрении истории наших катамаранов выпал катамаран "Капитан Корсак", тип "Сокол". работавший в Чёрном море. Совершенно не отражены волжские катамараны, созданные когда-то под руководством проф. Алферьева. Правда, прогулочный катамаран "Отдых" имел невысокую расчётную скорость...Кроме того, поскольку всё-таки статья не просто рекламная, хорошо бы приводить хотя бы основные относительные характеристики, скажем, удельный расход топлива, в основном определяющий экономику - при прочих равных условиях.
Катамараны "Отдых" и "Отдых-1", как и все катамараны М.Я. Алферьева - особая статья. Разрабатывая это направление, Михаил Яковлевич (пишу об этом, потому что он был заведующим Кафедрой Теории корабля, которую я заканчивал, и сам М.Я. преподавал у нас ряд дисциплин и неоднократно знакомил нас со своими идеями, которые также изложены в книге Алферьев, Мадорский "Транспортные катамараны внутреннего плавания") ставил во главу угла максимальную вместимость судов. Из скоростные характеристики рассматривались, как второстепенные. Несмотря на это серийный грузовой катамаран типа "Братья Игнатовы" с полной нагрузкой имел скорость равную 26-28 км/час на ЕГС (большинство пассажирских теплоходов имело меньшую скорость). Мы испытывали в опытовом бассейне модели катамаоанов - все они двигались в водоизмещающем режиме. Их эксплуатационный скоростной диапазон подбирался таким образом, чтобы они имели минимальное волновое сопротивление, а между корпусами интерференция волн гасила волны. Врзвращаясь к катамаранам "Отдых" и "Отдых-1" необходимо отметить, что катамаран "Отдых-1" построенный в 1973 году, по-моему, до сих пор в строю https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD,_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A0-80). Он явился дальнейшим развитием катамарана "Отдых", вместимости которого оказалось совершенно недостаточно. Был построен заводом 40-й годовщины Октября (который строил серийно грузовые катамараны типа "Братья Игнатовы". Каждый вечер ходил круговым 3-х часовым рейсом от Речного вокзала вниз по течению Волги до поселка Октябрьского (места его рождения) и назад. Речная прогулка в сочетании с рестораном и танцами на палубе на крытой площадке в корме. Имеет проектную вместимость порядка 600 чел., почему цена билета была 60 коп. (цена обеда в столовой в Горьком в те годы). Мы - студенты на протяжении всех пяти лет регулярно катались на "Отдыхе-1", это было нам вполне по карману (без ресторана, конечно, а танцы на корме были бесплатны). Максимальная скорость "Отдыха-1" 26 кv/час, но он обычно не ходил со скоростью выше 15-20 км/час - так было составлено расписание.Показать комментарий целиком
Заканчивая тему транспортных катамаранов профессора М.Я. Алферьева, необходимо упомянуть скоростной катамаран "Анатолий Угловский" (проект Р-104, опытный образец, существует в единственном экземпляре). первоначальные проектные данные https://russrivership.ru/public/files/doc522.pdf вид после переоборудования https://fleetphoto.ru/vessel/9713/ Он имел СЭУ, по сути, аналогичную СПК "Метеор", но полную вместимость 500 чел. (со стоячими местами) и скорость полного хода 41 км/час. При его опытной эксплуатации возникло несколько проблем. Во-первых, вместимость оказалась избыточной. На линии, где эксплуатировался катамаран, не нашлось столько пассажиров. Во-вторых, на мелководных участках реки катамаран имел избыточное волнообразование, и вынужден был сбрасывать скорость, а потом разгоняться заново. В=третьих, он проигрывал конкуренцию за "делового пассажира" СПК "Метеор", который имел эксплуатационную скорость 65 км/час и соответственно время в пути практически в два раза меньшее. Поэтому речники сделали выбор в пользу СПК. А "Анатолий Угловский" был продан сторонней организации (сейчас принадлежит РЖД), прошел переоборудование и был превращен в обычный тихоходный пассажирский теплоход. В этом случае катамараны проиграли СПК вчистую
Лучше бы о скоростном катамаране "Капитан Корсак" ("Сокол") рассказал его Главный конструктор проекта В.П. Соколов. Надеюсь, что он сделает это. На всякий случай привожу нескольку ссылок https://www.fontanka.ru/2002/04/15/37957/ и https://www.korabel.ru/news/comments/katamaran_otorvalsya_ot_kotki.html и вот еще https://fleetphoto.ru/vessel/1144/
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+