Хороший обзор, несколько комментариев:
1.Куда из классификации делитсь прогулочные суда? Их существенно больше, чем всех остальных судов из композитов. Это отдельная группа, их нельзя объединять со "служебно-разездными", т.к. для прогулочных судов свои правила. Прогулочные суда (recreational craft) сертифицируются по RCD, а служебно-разездные в принятой международной практике классификации относятся к "patrol craft" (см.определения) и идут на соотвествующий класс классификационного общества.
Ну и до кучи, есть еще спортивные суда, для которых также свои правила.
2.По типу движителя
- Должны быть еще парусные и гребные суда?
- Пропущен тип движетеля "pod drive" - например Volvo Penta IPS, Zeus и др.
- Привод Арнесона - это группа называется "частично погруженный винт" (surface drive), т.к. есть и другие подобные движители от других производителей, не связанные с патентом Арнесона, например SDS, Levi Drive и др.
- Подвесной мотор?
- Сейчас появляется множество вариантов малых судов с электродвижением, у которых свои типы движительно-рулевых комплексов - рекомендую посмотркть например Torqeedo м подобных производителей.
Ну, и по архитектурно-компоновочной схеме, поскольку суда из КМ в основном малые, а они бывают "палубные", "частично запалубленные" и "открытые", плюс RIB как отдельный аритектурный тип судна. Достаточно открыть любые правила и посмотреть определения, например, DNVGL 0342 или ISO Small Craft.
Согласен, Альберт! Спасибо за комментарии. Эту классификацию я делал достаточно давно и после практически не корректировал. По поводу ЧПГВ я многократно сталкивался с тем, что под этим названием его мало знают (в основном, только специалисты). А коммерческое название из яхтенных журналов - прижилось. Поскольку у нас сейчас с прогулочными судами полная каша я эту группу включил в состав служебно-разъездных (или просто разъездных) ибо функционально они не отличаются. Вообще, любая классификация (на мой взгляд) - это самое сложное, ибо нужно провести условные границы и распределить по условным полкам. А иерархическая сложность при этом только возрастает. В спортивные суда входит все, начиная от каяков и байдарок и кончая лодками "скиф" с яхтами посередине. На мой взгляд это уже заведование журнала "Катера и Яхты". То же можно сказать о парусниках различных калибров - от "Оптимиста" до океанских яхт. Нельзя объять необъятное. Кстати, выяснилось, что промысловых судов из композитов (всех) в мире едва ли не больше, чем прогулочных судов. Но об этом речь впереди.
Спасательные бортовые суда для "большого флота" включают и РИБы, и палубные, и беспалубные шлюпки, и шлюпки с надстроками, и сбрасываемые шлюпки. Я думаю, что судам этого назначения я посвящу отдельный раздел. Но не завтра, потому что подготовлено уже много материала.
Функционально и архитектурно прогулочные и разъездные суда очень даже отличаются, в частности по моточасам и составу оборудования. На разъедных судах не ставят джакузи и держатели для спиннингов :) Ну и говоря о конструкции таких судов из композитов - запасы прочности у прогулочных 2.0, у всех остальных - до 3.3...
РИБы бывают не только спасательными/бортовыми, полно патрульных и прочих судов такого типа... Это самостоятельный архитектурный тип судов, основанный на сочетании жесткого днища и надувных бортов. Сюда же примыкают суда с "жестконадутым" бортом из вспененного материала. Сводить их функции к исключтилельно спасательным нельзя, они гораздо шире, например на Темзе на больших RIB-ах катают туристов под мостами.
Вообще использование судов, на мой взгляд, главное препятствие для любой классификации. Например, глиссирующий катер длиной 6-8 м приобретается для перемещений по водоему каких-либо должностных лиц. Понятно, что он служебно-разъездной. Этот же катер, приобретенный для воскресных прогулок и летних походов, становится прогулочным, при том, что в конструкции его ничего не изменилось. Если этот же катер применяется для дайвинга (тому много примеров) он, по логике вещей, становится водолазным. Если на этом же катере спасатели поисково-спасательной службы патрулируют водоемы (примерам нет числа), то он, естественно, уже спасательный. Но во всех случаях на этом катере устанавливается только дополнительное оборудование. Никаких изменений в конструкцию корпуса, СЭУ, движителей и других важных элементов не вносится.
В чем принципиальное отличие судов из композитов от судов большинства других типов. Это суда массовые, по выпускаемым количествам сопоставимые с автомобилями. И начинают работать принципы автомобильной индустрии. И поэтому (в основном, а исключения только подтверждают общее правило) они не строятся под заказ по индивидуальному проекту, а ПОКУПАЮТСЯ. Базовая модель дооснащается по требованию покупателя, но в своей основе судно не меняется. Это важно понимать и при проектировании, и при постройке судов этого типа. Почему производители во всем мире часто работают сначала "на склад", а потом распродают готовую продукцию.
Да просто не нужно приобретать прогулочный катер для перемещения должностных лиц, вот и все :) В России и МЧС ездит на проглочных судах, это известно, но в большинстве стран не так - это заложено на стадии тендерной спецификации. Там будет заложен класс, оборудование, функции (например, привальник, флагштоки, помещение офицеров, непотопляемость, бронирование и т.д.) и количество моточасов, которых на прогулочном судне нет.
Про спасательные и речи нет - там нагрузки на корпус/днище намного выше, так как судно должно поддерживать скорость на волне - 'rescue mission can not slow down'. Посмотрите какие коэффициенты по ускорениям по спасательным и прогулочным, например, в до сих пор действующих правилах GL для судов 24м. Я уже не говорю про прочность бротов и спецоборудование на спасательном судне, помещение реанимации и т.д.
Так что утверждения, что изменений в конструкии и СЭУ не вносится - это констатация российской действительности, но сейчас ситуация меняется. За рубежом это не так уже давно, все профессионалы сыты прогулочными дешевыми "балалайками" и хотят работать только на специально споректированных судах. Почитайте любой тендер...
Так и есть, но никто моторную яхту не будет дооснащать до уровня спасательного катера. Потому что спасателям не нужны зализанные формы и флайбридж, а нужен удобный для прохода/работы широкий борт и рубка с обратным остеклением. Это принципиально разные суда, и не от хорошей жизни можно увидеть проглочные лодки, используемые для "спасения на водах" - вот это как раз исключение из правил.
Во-первых, мы все-таки живем и работаем в России и пишем для России, потому что подавляющему большинству специалистов, которым интересна эта информация, жить и работать здесь, Во-вторых, примеры с дайвингом и прочим, а также с использованием прогулочных лодок для профессионального промыслового лова взяты из практики средиземноморских стран, а также Японии. В третьих, при любых тендерах за основу берется базовый корпус, может быть дорабатывается (как на конвейере), выполняются нужные расчеты по нужным методикам, на транец вешается (или ставится в моторый отсек) стандартный серийный мотор и все довольны и счастливы. Именно этот подход обеспечил судам из композитов миллионные тиражи и победное шествие по миру. Это коммерция. А она при рыночной экономке важнее всего.
Начиная с 2003 года вижу у спасателей те же РИБы, на которых ловят рыбу на Балтике и путешествуют по Финскому заливу и по Ладоге (например из Санкт-Петербурга в Финляндию, что было описано в свое время в журнале КиЯ)
Вы пишете для России, но спциалисты все равно должны понимать разницу между прогулочными судами и судами для профессионального использования. Это функцинально разные суда, на разные нагрузки, на разные эксплуатационные режимы. Если корпус подходит - да, иногда можно использовать имеющуюся оснастку. Но в более чем половине случаев приходится разрабатывать новый корпус, это оправдано если строится серия 3-5 судов и более. Например, тендеры для спецслужб Индии задают для судов до 20м довольно жесткие условия по моточасам и рейтингу двигателей, требования развивать скорость на 85% MCR, как результат - бОльший вес судна, что требует оптимизиции гидродинамики корпуса, и проще сделать новую оснастку, чем пытаться втиснуть все требования Заказчика в имеющуюся где-то раздобытую матрицу, и потом получить штрафные санкции или неприемку судна. Вот такая рыночная экономика, это я пишу с точки зрения практики проектирования десятков таких судов. Есть и другая схема - по коррупционным схемам втулить прогулочные катера в качестве спасательных, но это тема не для судостроителей, а для прокуратуры :)
Про суда для дайвинга это отдельная тема, мы сделали много таких судов, и если у вас на борту не 2-3, а 20+ дайверов, то это совсем другая архитектура судна.
А дальше мы плавно подходим к нормативным документам, действующим на территории страны (или стран) и массе других соображений. Судно на 20 дайверов - это просто пассажирское судно. Стоит ли его делать из композитов в России (зимовать-то во льду) - на мой взгляд большой вопрос. У нас лучше сталь. И нормативы отработаны почти до совершенства. Если заказчик оплачивает новое проектирование, новую оснастку и серию из 3-5 судов можно и построить. Чаще заказчик попросит доработать что-либо из имеющегося. А в случае чего - купит за рубежом (например, в Швеции, имеются примеры). Сколько судов - столько ситуаций их создания. Но на исключениях классификации не строятся. А мы обсуждаем все-таки классификацию судов из композитов. Не будем отклоняться от темы.
Для РИБов это может быть довольно близко, но факт спасательный РИБ по оборудованию и функционалу палубы отличается от прогулочного.
Развивая тему отличий:
http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/09/suda2.jpg Вот пример использования прогулочного судна для профессиональных целей - тут уместна была бы центральная консоль (для свободы перемещения экиажа вдоль борта) и низкий борт с массивным баллоном/кранцем, но имеем проглочный bowrider с пижонской аркой. Досточно набрать в Яндексе "катер МЧС", и попадется много подобных фото. Но ситуация меняется в лучшую сторону. Думаю, как профессионалы отрасли, мы должны формировать понимание функций судов у принимающих решения, а не призывать заниматься фигней с превращением прогулочных лодок в "спасательные".
Вот пример проглочного функционала для профессональных целей - украинский пограничный RIB https://www.rybalka.com/vb/photo/view/2474/file/21319/ Просто взяли проглочное судно, и сделали его в другом цвете - Ваш подход :) То, что нужно поставить амортизирующие сиденья, и возможно арку системы спрямления при опрокидывании, создателям это техники в голову не пришло. А зря, ведь там где рыбак-любитель замедлит ход, пограничник вынужден будет "жать на газ", чтобы задержать нарушителя/спасти людей. А здесь это означает методичное вдалбливание копчика на 6-8g в пластиковые сиденья, отформованные вместе с палубой :)
Я и не призываю. Просто любая классификация строится "пост фактум" на базе существующего положения вещей. Именно поэтому я в нее включил служебно-разъездные, а не прогулочные суда. Именно потому что требования к первым выше, чем ко вторым, вторые могут рассматриваться в качестве подвида первых, а не наоборот. Кстати, спасательные суда тоже могут рассматриваться, как подвид служебно-разъездных судов. Если бы мы с Вами занимались выработкой принципов для нормативов я с Вами бы немедленно согласился. Но мы обсуждаем классификацию. Это нечто другое. Пример из очень отдаленной области: что общего между тайменем и омулем? Только то, что оба они относятся к семейству лососевых, о чем свидетельствует наличие маленького жирового плавника перед хвостом. Вот это принцип классификации!
Хорошо, судно может быть на 12 дайверов, но для каждого на день дайва нужно брать по 2 комплекта баллонов. И тут мы подходим к совсем другой архитектуре судна... Нужны стойки для баллонов (а лучше - массивные сиденья со встроенным в спинку ячейками), массивные трапы для спуска как минимум 2-х человек одновременно, просторная платформа гда дайверы будут одеваться/обмываться, ступенька/борт/транец с которой можно подать баллон и надеть на стоящего человека, емкость для мытья снаряжения, место для дайв-компрессора (ставится на палубе, т.к. он как правило бензиновый). Ну вот и думайте, как это судно будет выглядеть...
Так вот я и не согласен с тем, что проглочные суда это подвид служебно-разъездных! В советской классификации возможно это было так, т.к. прогулочные суда были представлены Казанками и Прогрессами. Сейчас же, это совсем разные группы судов, с разными задачами и строящиеся под разные стандарты. Более того, их смешивание приводит к непониманию фунций и требований к архитектуре судов - примеры в фото выше.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+