В октябре в Санкт-Петербурге прошла презентация катамарана с корпусами из композита на основе углеродного волокна проекта 23290 "Грифон". Во всех анонсах указывается, что этот катамаран должен заменить "Метеоры" и другие суда на подводных крыльях (далее СПК). С учетом того, что в Советском Союзе и в современной России накоплен уникальный опыт эксплуатации судов на подводных крыльях во всех бассейнах, можно произвести сравнительный анализ характеристик СПК проекта 342Э "Метеор", находящихся в эксплуатации с 1959 года по настоящее время и катамарана "Грифон". Перейти к новости
В принципе, касательно данных по экономичности приведенных в статье, особых возражений нет.
Было бы уместно добавить данные по строительной стоимости судов, а также по полезной площади салона на одного пассажира - тут катамараны имеют очевидное преимущество. Также, необходимо сравнивать комфорт при движении, а именно вертикальные ускорения на катамаранах и СПК. Если говорить о безопасности судов (например, в случае столкновения) в соотвествии с современным IMO HSC Code, то на СПК ее обеспечить гораздо сложнее, если вообще возможно.
Нужно заметить, что катамараны проекта РМ1800 ("Нептун" и "Плутон") проектировались на высоту волны 1,15м, что отражено в их классификационных документах. Для этого проекта характерен низкий клиренс и малая габаритная высота судна для прохода под мостами СПб. Показанное повреждение моста изначально связано со столкновением "Нептуна" с навигационным буем, неквалифицированным ремонтом и последующей эксплуатацией на волне высотой 3м на Черном море, что явно находится вне его проектных характеристик.
В то же время, наши проекты из композитов, например AT1200, AT1500 и AT1600 имея меньшую длину, эксплуатируются на волне высотой до 3м, поскольку это морские суда с более высоким клиренсом. Головные суда этих проектов находятся в эксплуатации 5-7 лет.
Подводя итог, далеко не все измеряется экономичностью, важен также комфорт пассажиров и безопасность в соотвествии с современными стандартами. И здесь катамараны вне конкуренции.
Поправка: второй катамаран пр. РМ1800 назвается "Меркурий".
Ну и по площадям салона на 1 человека, для сравнения: на СПК Полесье 0,56м2, на катамаранах пр.РМ1800 - 1,0м2. Соответственно, катамараны более комфортабельны, и приспособлены для более "круизного" режима перевозки пассажиров, а не просто "перевозки мяса" из А в В с минимальной стоимостью "за тушку" :)
Три замечания к исходным данным для анализа проекта "Метеор":
- сдаточная/эксплуатационная скорость при заводских испытаниях в период 1975-1995г. =62 км/час (см. отчётные данные Завода им.А.М.Горького)
- пассажировместимость при заводских испытаниях в период 1975-1995г. =116 кресел
- мореходность в крыльевом режиме по рекламным данным - устойчивый ход на волнении высотой 1,25м 1% обеспеченности. Это "речное" волнение. Пересчёт на "морское" волнение 3% обеспеченности даёт высоту волны =0,85м! Так что сравнение "Метеора" с катамараном "Грифон" получается некорректным.
Кроме отчетных данных завода имени Горького (сам на заводе работал, и такие документы заполнял, поэтому знаю, как это делается) существует еще Справочник по серийным транспортным судам, подготовленный ЦНИИЭВТом по результатам строительства и эксплуатации большой части серии - за 10 лет. С данными Справочника можно ознакомиться здесь http://russrivership.ru/public/files/doc554.pdf В серии из 400 судов модификаций было много, начиная от модификации с двигателями М50 - 128 мест (транзит) 150 мест (пригородные перевозки), кончая 116 местами со склоняющимися креслами и 124 местами с облегченными. Выбирайте, что больше нравится. Суть дела от этого меняется не сильно, так как мы все помним (а кто работает в "Северречфлоте", знает) с каким перегрузом эксплуатировались Метеоры. По морю они не ходили (кроме линии Зимний дворец - Петергоф) На море работает их морская версия - СПК "Комета". Она в Справочник не вошла, так как морское судно. Но есть книга Иконников-Маскалик (читали наверное, если нет почитайте, в Сети в свободном доступе). Там по "Комете" четко указано: мореходность, баллы 4; высота волны, м - до 2. У "Кометы" главные размерения и мощность те же, что и у "Метеора", крыльевое устройство - другое. В книге Звягин-Шабаров (тоже есть в свободном доступе) указывается, что на 4 бальном волнении "Комета" имела скорость 65 км/час. В чем некорректность Вы увидели?
Жаль, что обсуждение так быстро закончилось – тема крайне интересная. По поводу катамарана добавить можно много, но всему свое время. От себя хочу добавить, что переоборудованные «Метеоры» эксплуатируются на частоте вращения ГД 1800-1850 об/мин. Расход топлива при этом не более 140 л/ч. Скорость 55 км/ч. Делайте выводы. Есть ведь не только паспортные данные, но и практические.
Касательно «новых» СПК и СВК – все прекрасно понимают, что новые суда хуже (например, просто пассажировместимость сравнить) по ТТХ старых (которые сплошь экспериментальные) и говорить, что им не найти замену достойную замену - опрометчиво. Если ничего не делать и не пробовать, как с этим катамараном - то мы так и останемся с "новыми" проектами 40-летней давности в новой обертке.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+