Отечественное судостроение в удручающем состоянии. Похоже, отрасли требуется не "перезагрузка", не оздоровление, а - реанимация. В кадровой политике в первую голову. Перейти к новости
Давайте лучше начнем с потребления, вернее потребителей судов - мрсских судоходных компаний, речников, рыбаков и их перспектив развития. Будет спрос - предложение не заставит себя долго ждать. Все-таки сейчас рынок и манны небесной от государства ждать уже не приходится.
Морские судоходные компании, речники и рыбаки работают и развиваются каждый в меру своих возможностей и свои перспективы понимают. Если у кого-то есть, что предложить, то пусть предлагают. Некоторые так и делают. Это прямая задача судостроителей - анализировать и планировать потенциальный спрос заказчиков и делать разумные предложения. А рассуждения типа - пусть государство обеспечит наше развитие, да приведет заказчика, да покажет нам спрос (а еще лучше принудительно обеспечит спрос) и вот тогда "наше предложение не заставит себя долго ждать" - это бред. Нужно самим задницу поднять и побегать "за спросом". Ждать никто не будет, люди делом заняты.
Прекрасно! Так расскажите пожалуйста на страницах Корабела как формируется и создается спрос на услуги морского и речного транспорта в рамках мировой транспортной системы ))) А то ряд отечественных корабелов о существовании этого спроса и не подозревают. Полагают, что его еще ждать и ждать (от государства естественно) )))
Основная тема статьи, по-моему, кадры. Тема бесконечна.
Один пример. Вчера хотел купить сыну-первокурснику учебник по технической дисциплине. Посетил два больших магазина (один из них - Дом книги). Литературы по инженерии в них нет. ВООБЩЕ НЕТ. Психология есть, маркетинг есть, эзотерика есть, в одном магазине, правда, были справочники по медицине. Изучил вопрос - оказывается, в Питере только один магазин технической книги, на Невском. Завтра проверю, что там есть.
Выводы: либо нет книг, потому что нет спроса со стороны студентов; либо некому книги писать. В любом случае я не представляю себе инженера без минимального джентльменского набора справочной и учебной литературы на полке. Интернет, конечно, хорошая вещь, но попробуйте быстро найти нужную формулу в электронном издании справочника страниц на 600. И когда найдете, то в любом случае ее нужно распечатать, ибо она перед глазами должна быть. Беда, в общем.
При этом немного позитива добавлю. Для тех, кто не в курсе: в этом году конкурс на инженерные специальности был огромный, до 8 человек на место. С баллами ЕГЭ меньше 200 о бюджетном обучении можно было не думать. Это обнадеживает, эпоха "менеджеров" и "маркетологов", похоже, пошла на спад. Но учить их не по чему.
Мне пришлось с этим столкнуться только раньше, несколько лет назад. Разговаривал с директором книжного магазина. Спрашиваю, почему стало мало книг, говорит у студентов спрос на книги-шпаргалки. Если, говорит, что надо, то под заказ.
Профессиональную литературу в магазинах практически не продают, ну разве что общеинженерных дисциплин, это везде так - хоть Москве, хоть в Лондоне. Все покупаю через интернет-магазины, и кстати она довольно дорого стоит.
Альберт Георгиевич, я понимаю, какую литературу Вы имеете в виду, она действительно малотиражная и весьма недешевая. Я-то имел в виду именно учебную литературу, которую нужно дома или на работе под рукой иметь. Забываются темы, иногда освежать в памяти нужно.
В статье еще одна серьезная проблема затронута - жуткий дефицит рабочих кадров. С этим, нужно отметить, сталкиваются сейчас все страны, достигшие определенного уровня образования и уровня жизни населения. Так. в Корее на верфях работают сварщиками не только китайцы, но и выходцы из бывших советских республик Средней Азии, например, из Узбекистана. На качество это влияет весьма "благотворно". В самом Китае, вроде бы, эта проблема еще не стоит, но рано или поздно встанет. Не пойдет наша молодежь пять дней с 7-15 отравой дышать, если ей что-то существенное не предложить. А предложить им, по моему, можно только содействием завода в решении жилищных проблем (беспроцентные ссуды, частичное погашение процентов по ипотеке и т.п.).
Какой ужас: "...средний возраст станочников ... (... !) 58 лет". Ничего. Зато возраст президентов, вице-президентов и проч. и проч. руководящей челяди компаний редко за 40. Прямо кровь с молоком. Тут мы впереди планеты всей. Кстати, об этом в статье уважаемого г-на Голубева ни слова. Да вот что-то никак эта молодая поросль не выведет судостроение России, не то чтобы в уважаемые в мировой промышленности (пардон, на мировом рынке), а хотя бы на уровень минимально соответствующий потребностям Отечества. Думается, для развития регионов сейчас остро необходимы не только универсальные суда обеспечения, газовозы и атомные ледоколы. Создается впечатление, что, например, развитие (или возрождение?) речного судостроения страны, пусть и не в полном проектном спектре, кроме специалистов МИБа мало кого интересует. А те специалисты-судостроители всех уровней, направлений и специализаций, которые были выращены в советское время, с 90-х годов и по настоящее время за бортом красивых и великих судостроительных компаний, предприятий и организаций. Кадровая политика, понимаете, не позволяет принимать на работу инженеров старше 45 лет. И эта политика процветает и укрепляется. Ее влияние ощущается и в изложении проблем г-ном Голубевым. Как ни крути, за бортом оказался могучий потенциал профессионального развития отрасли. Возрастные, они ведь не только приносят какую ни есть пользу, они не менее были ценны своим естественным стремлением обеспечить преемственность на своем рабочем месте. А это всегда было одной из главных двигательных связей в организме судостроения. Что ж, если наведут порядок согласно существующей кадровой политике применительно к станочникам, а заодно и ко все остальным кадрам рабочих, технических профессий, то ренессанс судостроению России будет обеспечен.
P.S. А не было желания у автора статьи поинтересоваться на Балтийском судостроительном, скольким претендентам на вакансию инженера-нормировщика было отказано по причине несоответствия возрастному цензу?Показать комментарий целиком
Абсолютно согласен с Вами - преемственность и инженерная школа - одно из главных условий успешной работы любой проектной команды. А еще - постоянный тренинг, причем не "в стол" в рамках госпрограммы, а в железо. И здесь с зарубежными верфями мы конкурировать уже не сможем.
Пример - на корейской верфи DSME в Окпо работают 2000 инженеров (плюс неизвестно сколько в исследовательском центре в Сеуле). Верфь сдает в год 60 крупнотоннажных судов - газовозы, супертакеры, суперконтейнеровозы, плавучие заводы и т.п. Комментарии, как говорится, излишни - наработки, опыт и постоянный тренинг.
Можно по разному относится к МИБ, но сегодня на нашем рынке гражданского судостроения это действительно самое сильное бюро. Кстати, советую зайти к ним на сайт и посмотреть количество публикаций их сотрудников.
Грузовой базой должны заниматься в первую очередь коммерческие службы судовладельцев вне зависимости отечественные они или нет. Вопросы государства - не "грузовые базы" какого-либо флота, а создание условий международной торговли и внешнеэкономической деятельности.
Всем доброго времени суток. Хотелось бы дополнить комментарием по кадровому вопросу. Сам являюсь инженером-конструктором (речное судостроение). Я относительно молодой и по возрасту (29 лет) и по проектному опыту (5 лет) раньше в плавсоставе работал на реке. И скажу так куда не отправь резюме то такие смешные условия предлагают что и работать не захочешь. А все только жалуются что нет конструкторов с опытом и знаниями и желательно помоложе. Все это отговорки. Хотят взять так чтоб платить минимум (как приезжим из стран СНГ) а еще желательно бесплатно чтоб работали. Я на эту тему уже писал на этом портале. Я сам из Омска и скажу так... Инженеру-конструктору 2 кат. (судостроение) платят зарплату в лучшем случае 20 т.р. А требований как к конструктору в единственном лице. О чем можно говорить... На одно из предприятий (называть не буду) в Санкт-Петербурге предлагали работу ведущего инженера-конструктора аж до 35 т.р. (бешеные бабки). С учетом того что специалиста, пусть и с не очень большим опытом, приглашают в другой регион. Вот и скажите заинтересован ли кто в специалистах? Также можно сказать и про рабочие профессии. Кто умеет работать сам на себя работает (мелкий судоремонт) и все нормально т.к. на предприятии платить совсем не хотят. Примерно так обстоят дела в нашем регионе. А про проектировку в речном судостроении скажу так что есть такие организации на проекты которых смотришь и волосы дыбом. Хотя штамп согласовано РРР стоит. Открываешь чертежи начинаешь вникать а на нем даже соседние шпации разного размера... Т.е. отношение к проекту такое чтоб лишь бы всеми правдами и неправдами штампы стояли а построим по своему. А с экспертом РРР на месте порешаем или еще как... Не знаю как по таким чертежам и проектам умудряются работы выполнить и принять...Показать комментарий целиком
У нас полно спецалистов , что бы строить суда. У нас нет менеджеров , которые смогут организовать их работу,обеспеченость. Все что на уровне Государство полное хавно. Сидят там братья и сватья.
Дайте мне средства я набирую команду.....
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+