Последние события - объединение Академии Макарова с ГУВК, разработка новых ФЦП, переход на Болонскую систему и т.д., - и ответные, чаще негативные, комментарии от судовладельцев и нынешних моряков - заставляют задуматься,
- что же нужно сделать с профессиональным образованием, чтобы оно снова смогло обеспечивать отрасль необходимыми ей кадрами?
Морское образование в России – одно из программных направлений в новой редакции ФЦП "Мировой океан" ([url="https://www.korabel.ru/news/newsid/41637.html"]оригинал статьи здесь[/url]) и комментарий нашего читателя:
Да-а… редкостный документ. Труда стоит дочитать, но опыт позволил это сделать. Что сказать, вот уж, наверное, хороший пример, когда «угроза извне» помогает на общей платформе «обороны» консолидироваться всем, кто внутри? Мы тут спорим, ругаемся иногда между собой, но когда вот так на нас обрушивают поток слов, в общем- то умных, но неуместных слов, кажется каждый, кто занят в сфере морского бизнеса и морского образования должен насторожиться.
Если меня самого иногда напрягала и напрягает наша «ведомственность», то вот после такой статьи хочется только её укрепить, чтобы «профессионалы» из РАН не смогли наломать дров. Согласен, что сразу видна какая-то шаблонность – применение новомодных слов (сетевые модели, кластеризация), широких обобщений, которые могут применяться для любого инженерного образования – слово «морское» образование можно с успехом заменить в статье на другое, как справедливо заметил г-н Рыбаков . Очень уж хочется москвичам, особенно из числа сотрудников РАН, близких к Правительству (у генералов ведь тоже дети есть), влезть на полянку морского образования. Хочется им создать и стать во главе «…эффективного интегратора – структуры, наделенной широкими полномочиями, которая будет выполнять функции межведомственной координации и управления…». Видимо, создав ОСК, теперь нужно создать ОКМО – объединенную корпорацию морского образования? РАН может и была интегратором, но в централизованной системе хозяйствования, и пытается ею остаться.
В мире Университеты – автономные учреждения, центры совершенства (centers of excellence, как пишется в ЕС), а у нас – над каждым стоят чиновники. Ладно бы (повторяюсь) свои, ведомственные, Минтранса, пусть и Минобрнауки, так теперь и Минэкономразвития туда же. Как можно что-то рассуждать о связи морского образования с бизнесом, не упоминая об институте дипломирования в морском образовании, как можно в контексте противопоставлять морское образование профессиональному, когда морское и есть часть профобразования, как можно в рынке добиться кооперирования в чем-то сверху, как можно подспудно утверждать, что существующее морское образование ставит под угрозу осуществление задач Правительства и вообще статус морской державы?
Присоединили к нам Академию, теперь нужно бы увеличить финансирование – все, что пишется в статье, мы знаем, участвуем, делаем, в меру сил и способностей. И знаем, что делают наши коллеги. По мере поступательного движения – увеличения строительства флота, роста грузопотоков морем и речкой, роста доходов предприятий, вузов, их сотрудников, будет больше конкретных людей (сейчас их просто мало), решающих перечисленные задачи, а значит, реально двигающие дела, а не только систематизирующие отраслевые проблемы.
За каждым делом на воде должен быть человек, а у нас он в дефиците. По разным причинам. В том числе, что обнищали все в глубинке – даже на резиновую лодку средств в семьях иной раз нет; в мегаполисах почти такая же картина только наоборот – деньги можно найти на лодку, да времени нет ею заниматься; а что у нас много марин было в «лучшие» годы(?). Слава Богу, хватало когда-то средств на КЮМы, мореходные школы и училища. Но самое главное – отрасль прирастала «железом» - флотом - это и был основной фактор морской культуры, морского воспитания, который подпитывался экономически – зарплаты в отрасли были неплохие.
Все в мире идет от экономики семьи – есть в семьях возможность купить и содержать лодку, яхту, судно – будет и морская культура, воспитание и образование – производные от простого человеческого общения друг с другом и средой, которая их связала. Централизованно государственными деньгами можно решать проблемы временно. Для большого дела (коими являются судостроение и судоходство и образование под них) нужно созреть экономически от самых корешков – от каждого человека, а все идеологические моменты потом сами родятся. Вообще странно, как люди, «рожденные в СССР» забывают, что первична материя, а на ней идеологический базис, но не наоборот.
Определенно, нашему объединенному Университету морского и речного флота есть смысл влезть в такую ФЦП, чтобы а) получить финансирование (написать, что ли, автору в «личку», попроситься в «консультанты»?); б) чтобы не дать специалистам от общего профессионального образования «с водой выплеснуть ребенка» морского образования. Жаль только, что вместо очередной книги, лекции или статьи, доцентам и профессорам приходится писать этот комментарий, а потом, видимо до 2030 г., «бодаться» с профессионалами из РАН по проблемам «Определяющим в системе администрирования морского образования в Российской Федерации…».
Уважаемый господин Бурков,хотелось бы Вас всех,причастных к обеспечению т.н. морского образования спросить о том,а то-нибудь из вас всех к этому причастных,спросил хоть раз нас моряков-профессионалов (я действующий т.е. активно работающий на флоте капитан с 33-летним стажем только в своей должности) о нашем мнении в части проблем в области этого самого образования,его нынешнего уровня и состояния.
Вы все профессионалы от морского образования постоянно что-то там меж собой обсуждаете,полемизируете, планируете,вводите какие-то новые стандарты,программы,Вовлекаетесь в какие-то новомодные процессы в этой части,но при и этом никогда не спросите нас моряков-практиков,а что на флоте ныне действительно следует менять или отменять,или внедрять в части профобразования!Почему?На мой взгляд,потому-что прислушиваетесь лишь к своему мнению(ну,может быть еще к своему руководству),полагая себя лишь истинно профи в этой области!Как же вы все заблуждаетесь!!!Чтобы реално оценить состояние морского образования в сегодняшних условиях развития общества,его морской логистики,необходим анализ профи с мостика морского судна,его мнение,т.е.,в первую очередь, нас капитанов и тех,кто реально обеспечивает менджмент в области морского транспорта!А вас всех специалистов в области образования,судя из Вашей публикации,волнуют вопросы издания,как Вы сами выражаетесь очередной книги,лекции или статьи и перспективы "бодания" с РАН!Грустно...Сами же говорите,что первична материя.По-этому,уверен на основе практики моей работы на море в течение свей моей жизни,необходимо все-таки сначала заручиться мнением моряков-практиков о реальном состоянии дел в этой части,их предложениями.Потом все это соотнести с мнением бизнеса в области морских перевозок,а уж затем обсуждать специалистами от образования,кого и как готовить для морской деятельности!Иными словами не ставить телегу вперед лошади!
А пока,если выразить одним словом реальную картину на флоте с уровнем морского образования - состояние плачевное! Специалисты готовятся по давно устаревшим,не отвечающим требованиям современности программам и стандартам,которые не гибки,не поддаются быстрой коррекции и становятся просто застывшими и устаревшими догмами! Все выпускники морских учебных заведений,прийдя впервые на флот после их окончания совершенно не готовы сразу приступать в практическому выполнению своих обязанностей,требуют уже на месте,т.е. судне практической "доводки" с тем,чтобы они что-то начали понимать по своей должности.Они абсолютно не знают нормативно-правовой и инструктивной документации, регламентирующей организацию работы на флоте! Имеют лишь отдаленное,весьма смутное теоретическое представление о предмете разговора! И капитан, реально отвечающий за судно,груз и экипаж,вынужден организовывать такую "доводку" в ходе которой постоянно слышишь от молодежи:"...а нам этого не читали,а нма этого не говорили,а мы это не проходили...". И так в каждом почти контракте!Исключение составляют единицы из тех ребят,кому удалось усвоить,что надо исходить в своем обучении изначально из практических требований в области их предстоящей работе и тех,кто,будучи на плавпрактике усиленно занимался самообразованием.Но таких,уверяю,немного!Так что есть над чем подумать,господа!
И все нам необходимо отбросить свои амбиции,перестать считать себя каждому ближе остальных к Господу!Показать комментарий целиком
Один из наших постоянных пользователей в комментарии написал "Кстати, вот и вузы промониторили. Среди неэффективных, если мне память не изменяет, ВГАВТ, СПБГУВК, МГАВТ. Корабелка, Дальневосточный и Южный морские, а также НГАВТ - среди эффективных."
Если честно, я не очень следил за этим мониторингом, но зная СПбГМТУ не очень понимаю, чем он может быть эффективнее перечисленных...
Одна из последних статей на Корабел.ру, частично захватывающая тему образования: https://www.korabel.ru/news/comments/molodie_spetsialisti_sudostroitelnoy_otrasli.html
И вот что по этому поводу думают наши читатели: "Я бы добавил, что у многих членов современного профессорско-преподавательского состава практически полностью отсутствует желание учить студентов/курсантов и молодых специалистов и прививать им интерес к профессии. Отбывают сроки на кафедрах, нудно зачитывая учебные программы и не задумываясь о будущем обучаемых. При том, что молодежь попадает на технически сложные, потенциально опасные объекты, это еще и безответственность." (Алексей Донской)
Давайте, будем говорить откровенно. Плачевная ситуация на флоте - вина не только нашей системы образования. Машина не работала бы без винтиков, а это - люди. Не те люди которые руководят и принимают решения, а те кто эту систему образования использует - студенты.
Реальная ситуация. Я, вахтенный помощник, решил организовать в Питере проведение семинаров и тренингов для студентов, курсантов и молодых специалистов - судоводителей, на которых хочу рассказывать не то, что они могут прочесть в учебниках, а то, с чем реально столкнуться на работе, с реальными ситуациями, проблемами и нюансами, которыми им абсолютно точно не дадут в учебных заведениях.
Итак. Я составил программу и содержание нескольких семинаров, на темы, которые на мой взгляд, как человека, который занимается обучением кадетов на судах, создал группу в соц. сети, связался с руководством своего учебного заведения, договорился о предоставлении мне времени, самого минимального, что бы я смог рассказать ребятам о моей инициативе.
На встрече я попытался убедить их, что то, что я хочу им рассказывать им реально пригодиться, что это будет полезно для них, как для специалистов, заверил, что пока я не обрету достаточно опыта в подобных мероприятиях и не пойму, что люди хотят меня слушать, а я умею им преподносить информацию, все будет абсолютно бесплатно. Говорил я так минут 45, все кивали, несколько ребят даже задавали вопросы....и на этом все! Никто не хочет проявлять участие. Я предлагаю различные варианты проведения подобных мероприятий, готов за свой счет арендовать помещение и оборудование, организовываю рекламу на факультете в своем учебном заведении...и ничего!
Я не встречаю никакой отдачи от людей, никакого, даже самого минимального желания, поучаствовать в этом, на мой взгляд достаточно новом и перспективном проекте.
О чем это говорит? О том, что молодые люди не хотят сами идти вперед, расти и саморазвиваться. Я сам молодой вахтенный помощник, который в свое время, приняв дела, столкнулся с тем, что многое было мне неизвестно, а помочь и подсказать было некому.сам сел, сам разобрался и сам отвечал за последствия своего незнания. С тем же самым столкнуться и ребята, которые придут на судно в должности первый раз, да и не только первый! Я очень хочу помочь им...что бы они учились на чужих ошибках и делали свои собственные выводы...но пока я наталкиваюсь только на стену равнодушия и непонимания.
ОбидноПоказать комментарий целиком
Вы глубоко заблуждаетесь на счет студентов. Они всего лишь продукт переработки системы образования. От того, как с этим справляется то или иное учебное заведение, зависит качество его (заведения) продукта, а значит и спрос на выпускников. А активность студентов (как продукта переработки) зависит от мастерства
исполнителей, т.е. преподавателей. К одним они бегают толпой, у других проводят
время в кинотеатрах. Привлечь студентов можно только интересным изложением
материала из уст преподавателя и больше ничем. Научитесь это делать, и к Вам «не
зарастет народная тропа».[/b][/left]
Продукт - это то, что сходит с конвеера на заводе, а человек - закончивший вуз - объект, который, какой бы несовершенной была система образования, является прежде всего человеком мыслящим и думающим. Он должен прекрасно осознавать и оценивать степень своей компетентности и, исходя из этого, стремиться к самостоятельному саморазвитию и самосовершенствованию. А на деле получается, что все обвиняют вуз или другое учебное заведение в плохом уровне подготовке, но для ликвидации пробелов в знаниях никто ничего не делает!
Живой пример - за 6 с момента опубликования темы про организацию семинаров на форуме этого сайта 135 просмотров и ни одного вопроса, ни одного комментария. Абсолютно никакого желания и заинтересованности от людей не видно! В этом тоже виноват ВУЗ?
Мне кажется, что Вы продолжаете заблуждаться на счет того, что является продуктом учебных заведений. Прежде, чем «объект мыслящий и думающий» станет таковым, его
необходимо этому научить, а во время учебы он остается продуктом переработки. И
как с этим справляется система образования, зависит и ее престиж, и престиж ее
выпускников.
Студент ни что и ни кому не должен, быть может, только если он забыл заплатить за учебу. А вот ВУЗ несет на прямую ответственность за то, что у студентов имеются пробелы в знаниях –
значит необходимо менять методику изучения или преподавателей. Главная задача
ВУЗа научить студентов основам специальности, приучить студентов в потребности
к самообразованию (но это как у кого получится – одним будет излишек Вузовских знаний,
другим будет их не хватать всю жизнь). А требовать от студентов и обвинять их в нежелании
учиться, это равносильно претензии обезьяны к зеркалу.
Всем доброго времени суток!
Я с Никитой согласен полностью. В первую очередь сам учащийся должен стремиться познать свою профессию, а преподаватели естественно должны привить это стремление (это диалог двусторонний). Я сам немного поработал с курсантами и скажу так что только 15-20% учащихся (это предел) желают узнать что-то действительно необходимое интересуются опытом преподавателя (реальным). А остальные только и говорят а сколько з/п (понятно вопрос важный). А за что тебе ее платить если тебя как моториста-рулевого или матроса и в машину и на палубу пускать страшно просто потому что ты опыта не имеешь научим, но ты просто не желаешь учиться тебе плевать. И таких очень много. Скажу так работал на д/э пр. 785 помощником механика. На палубе и матросы и рулевые и боцман были курсантами на практике (все судоводительской специальности). Понятно я им как механик не очень нужен. И скажу так, кто обращался всегда покажу и расскажу и что написать в отчете по практике в разделе СЭУ подскажу (из 10 чел. всего 2 чел.). А остальные после вахты в каюту и подушку давить или еще какое развлечение. Вот и все у кого есть желание тот подходит спрашивает. И мне приятно сам таким был тоже всем интересовался (спасибо командирам с которыми работал когда был на практике), а теперь ко мне подходят за помощью курсанту т.к. командир или преподаватель должен быть как офицер (слуга царю, отец солдатам). А то что есть проблема, что мало кто из преподавателей имею опыт работы непосредственно на судне (основное средство производства транспортной продукции). И мало кто из преподавателей сейчас устраивает экскурсии на суда и судоремонтные предприятия (как вариант лекция на объекте). Я учился нас водили. И в первую очередь тяжко договариваться с предприятиями об этом. Зато судовладельцы первые кричат: "Кого вы готовите?!!!" А сами не хотят принимать участие в становлении специалиста которым потом будут пользоваться (хотя не так много и требуется). В лучшем случае перед практикой придет кадровик и скажит как сладко в конторе их работать. А реальная помощь...Показать комментарий целиком
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+