МК в Питере
Евгений, посмотрите текст, пожалуйста)
Остров невезения
Петербуржцам предлагают переехать на Чукотку, чтобы работать там за копейки
Петербуржцев заманивают работать на Чукотку. Им предлагают большую зарплату в 70-80 тысяч рублей, клянутся предоставить удобное жилье и даже оплатить пропитание. Многие «ведутся» на эти обещания, надеясь заработать большие деньги, чтобы обеспечить свою семью, а, если повезет, то еще и купить жилье или машину. Однако, прилетев на «край земли» петербуржцы сталкиваются с серьезными проблемами: вместо обещанных 70-80 тысяч рублей им вдруг предлагают всего-то 20-40. Жить приходится в переполненных бараках и большую часть зарплаты тратить на дорогие продукты. Чтобы сбежать с Чукотки и наскрести на билет до дома, некоторым петербуржцам приходится даже залезать в долги.
Обман на краю света
Весной прошлого года моряку с 20-летним стажем Евгению Войтенкову предложили поработать по контакту на Чукотке.
- Существуют специальные сайты, вроде Мореход.ру, Корабел.ру, на которых моряки ищут себе работу, - рассказывает Евгений Войтенков. - Последние 2-3 года там стали появляться объявления, что Анадырский морской порт набирает на сезонную работу плавсостав. Мне тоже предложили эту вакансию, пообещали зарплату в 70-80 тысяч рублей в месяц. Я тогда подумал, да, Анадырь — это, конечно, край света, но город, вроде, цивилизованный: есть какая-то инфраструктура, магазины, интернет... И я согласился. Только попросил, чтобы мне по электронной почте прислали трудовой договор посмотреть, но начальник отдела кадров Анадырского порта посоветовала мне не волноваться. «Вы увидите договор по приезду», - ответила она.
Перелет до Анадыря моряку оплатили (билет на самолет от Москвы в эконом-классе стоит 16-28 тысяч рублей). Правда, чтобы добраться от аэропорта до самого города пришлось раскошелиться. Такси от аэровокзала до столицы Чукотки стоит около 5 тысяч рублей, хотя ехать там всего-то километров 17.
- Сам город находится в бухте, летом туда можно добраться только по воде, например, на катерах. А вот в другое время года - лишь на вертолете за 10 тысяч рублей или на машине по ежегодно прокладываемой ледовой дороге, - объясняет Евгений Войтенков. - Мы прилетели на Чукотку в мае, когда лед только-только начал таять. Взяли такси — УАЗ Патриот с огромными колесами — и поехали. Посередине бухты машина вдруг начала медленно одним колесом опускаться под лед. Честно признаюсь, я тогда испытал настоящий шок! Но водителю как-то удалось выравнять автомобиль. С горем пополам мы доехали до города.
В отделе кадров Анадырского порта Евгения Войтенкова ждал еще один сюрприз. Моряку сообщили, что трудиться он будет не в самом городе, а в крошечном поселке Беринговском, который расположен примерно в двухстах километрах от Анадыря. Причем, работать придется на маленьком судне, которое в порту Беринговского грузят углем, а потом отправляют в Тихий океан навстречу большому кораблю. Уголь необходимо выгрузить в его трюм. Потом можно возвращаться в порт за новой порцией.
- Почему мне об этом никто не сказал, когда я был еще в Петербурге? - недоумевает Евгений. - Одно дело Анадырь, но совсем другое — непонятный поселок на краю земли! Меня поставили в безвыходное положение: улететь обратно домой я не мог. У меня просто не было 25 тысяч на самолет! К тому же, с меня тут же вычли бы еще 25 тысяч, которые порт потратил на мой билет до Анадыря. Вот так мне пришлось ехать в Беринговский. Причем, трудовой договор мне так и не дали посмотреть. Сказали, что вышлют его прямо в поселок по месту работы. Обещание свое они выполнили только через полтора месяца...
До поселка пришлось добираться по льду на бэтээре. Дорога заняла еще около 10 часов...
Лук за 500 рублей
Беринговский оказался заброшенным местом, в котором жизнь еле теплилась только благодаря местному порту. В поселке нет ни магазинов, ни почты, ни медпункта. Только одиноко стоят пятиэтажные дома, из которых местные жители давно уехали: кто в Анадырь (или на материк, как говорят местные), а кто в поселок Нагорный, расположенный в 10 километрах. Стекла в пятиэтажках выбиты, покинутые квартиры медленно заносит снегом. Все население Беринговского лишь 40-50 человек, которые работают в местном порту. Из развлечений — телевизор, да радио «Пурга» с позывными «Не спи, а то замерзнешь»...
- Я обалдел от увиденного: пустые дома и ни души, - вспоминает Евгений Войтенков. - Беринговский напомнил мне Чернобыль, куда я попал в 1986 году, помогая ликвидировать аварию... Меня поселили на территории порта в бараке. Условия были кошмарные: крошечная душная комната, а в ней 6 человек. Общий душ, туалет... Постоянно хлопают двери: кто-то приходит-уходит, кто-то пьет, кричит. Отдохнуть после работы — невозможно! Поэтому некоторые наши моряки жили прямо на судне...
В какой-то момент Евгений не выдержал и попросил, чтобы ему разрешили отдыхать в одной из покинутой людьми пятиэтажек. Несколько квартир там оказались более-менее пригодными для жизни.
- Дом, конечно, не отапливается. Если на улице минус 25 градусов, то в квартире примерно минус 10-15, - рассказывает Евгений. - Правда, на кухне стоит буржуйка, с выведенной в окно трубой. Если затопить ее углем, то в квартире становится довольно тепло. Но спать все равно приходилось в одежде... А если накипятить воду с помощью все того же угля, то можно даже принять душ! Кстати, о воде. Из-за природных подземных газов, она так жутко пахнет, что пить ее практически невозможно. Местные всем говорят, что вода эта целебная. Но я не очень-то в это верю...
Впрочем, проблемы были не только с водой, но и с едой. Перед отъездом в Анадырь, Евгению обещали оплачивать расходы на питание. Однако, первые полтора месяца еду моряк покупал на собственные деньги. И это при том, что продукты на Чукотке стоят очень дорого. За килограмм лука приходилось платить около 500 рублей, литр молока, как и килограмм яблок, груш - 200-250 рублей. Самые дешевые продукты на Чукотке — макароны и хлеб, которые стоят по 50 рублей. Ими и питались большинство моряков в Беринговском.
- Местные на Чукотке выживают за счет рыбы, - рассказывает Евгений. - Они ее усиленно ловят с начала июля и до середины августа, потом солят ее, коптят и едят потом весь год. Есть и те, кто промышляет охотой. Завалят медведя — и вся семья обеспечена мясом! У нас, понятное дело, такой возможности не было. Поэтому мы с другими моряками скидывались на еду, кто сколько может... Я не преувеличиваю: денег у нас всех было немного. Вместо обещанной зарплаты в 70-80 тысяч, мне платили около 45 тысяч. Причем, большую часть денег я отсылал домой...
За продуктами приходилось ездить за 10 километров в соседний поселок Нагорный, в котором было аж пять магазинов.
- Иногда удавалось поймать попутную машину, которая довозила до Нагорного, - рассказывает моряк. - Но иной раз приходилось идти и пешком. Мало того, что ледяной ветер буквально сносит с ног, так еще и дорога проходила мимо кладбища, которое взяли под свою охрану волки. Мы с мужиками вооружались ножами и шли... А однажды, выходя из дома, я даже встретил бурого медведя. Двухметровый зверюга стоял возле подъезда и несколько секунд смотрел на меня. Потом развернулся и не спеша поковылял прочь.
В Тихий океан на корыте
От бытовых проблем Евгений пытался забыться в работе.
- Я трудился на небольшом ржавом судне, которое, видимо, осталось еще с Советских времен, - рассказывает Евгений Войтенков. - То и дело на нем что-то ломалось. Я приведу только один пример. Однажды на соседнем судне отвалилось перо руля, благодаря которому корабль может маневрировать. Абсолютно неуправляемое судно тут же начало сносить в сторону Тихого океана. К счастью, на подмогу успел буксир, который и оттащил ребят в порт.
Само собой, на наших судах не было никаких средств защиты: ни спасательных кругов, ни плотиков. Не оказалось и медикаментов... А они бы не помешали, ведь ближайший медпункт был только в Нагорном.
В порту было три судна, на каждом из которых трудилось по 4 человека команды. Причем, примерно половина моряков — из Петербурга. В какой-то момент три «морских волка» не выдержали условий жизни и работы в Беринговском и решили разорвать контракт с Анадырским портом. Среди «бунтующих» был и Евгений Войтенков.
- Вместе с капитаном соседнего судна и старпомом мы отправились в Анадырь, - вспоминает моряк. - Там мы попросили, чтобы нас «депортировали» домой раньше срока: по договору я должен был уехать в октябре, а сорвался 20 июля. В отделе кадров согласились нас отпустить, но вычли из нашей зарплаты все, что могли, даже стоимость билетов от Москвы до Анадыря. В итоге, после увольнения я остался должен работодателю 2,5 тысячи рублей! И представьте, в какой ситуации я оказался: нахожусь черт знает где, денег на билет до дома нет, ночевать негде... Спас меня моряк-петербуржец, который остался дорабатывать в Беринговском. Он попросил свою жену, чтобы та выслала мне на билет 25 тысяч рублей. Я летел домой в самолете и думал: «Господи, неужели вырвался с этой Чукотки?». Знаете, я бы никому не посоветовал ехать туда. Иногда думаю, что там будет через 5-10 лет? Да ничего. Мы теряем Север, там закат уже по полной программе...
Кстати
«Держитесь от Чукотки подальше»
Около четырех лет назад поработать на Чукотке решил студент одного из петербургских вузов Максим Волков. Он перевелся на заочное отделение и отправился в поселок нагорный работать на местной электростанции. Около двух лет юноша занимался ремонтом и обслуживанием котельного и турбинного оборудования. Перед отъездом, ему обещали зарплату минимум в 60 тысяч рублей. Однако, в первый месяц заплатили только 13 тысяч, а в последующие — по 20 тысяч.
- Когда мела пурга и до поселка было не добраться, мы сутками работали на станции. Случалось, и кувалдами на морозе махали, - рассказывает Максим. - Конечно, 20 тысяч рублей за такой труд — это смешно. Чтобы выжить, я держал теплицу, в которой выращивал огурцы-помидоры... Впрочем, уехал я с Чукотки не только из-за маленькой зарплаты. Я не открою Америки, если скажу, что большинство людей там крепко пьют. У нас народ напивался прямо на смене, и мне приходилось тянуть лямку одному: и на котле быть, и на турбине. Не очень легко работать, когда все бухают, и никто кроме тебя ни за что не может отвечать. А оборудование у нас на станции было с 1976 года, причем, оно никогда не модернизировалось... Случиться могло все, что угодно... В какой-то момент я не выдержал и уехал, хлопнув дверью. С Чукотки вообще многие так уезжают. Я там провел два года и могу сказать точно: ребята, держитесь от Чукотки подальше!
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+