В обзоре содержится общий анализ рынка оффшорных судов и анализ судостроительной активности в сфере строительства оффшорных судов за 8 месяцев 2013 года.
Драйвером рынка строительства оффшорных судов является нефтедобывающая отрасль, поэтому при анализе тенденций развития важно учитывать прогноз спроса на нефть и, как следствие, фрахтовых ставок в оффшорном флоте.
Замедление восстановления глобальной экономики приведет к снижению роста спроса на нефть в 2013 году. Международное энергетическое агентство (International Energy Agency) заявило, что вялый экономический рост, особенно в Китае и США, на которые приходится треть всей добываемой нефти, может ограничить ежегодный рост спроса на нефть до 0,8 млн. баррелей в день в 2013 году [1]. Это означает, что в 2013 году не ожидается резкого роста или падения цены на нефть.
Хотя, некоторые эксперты и предсказывают неустойчивые цены на нефть [2] в 2013 году из-за геополитической нестабильности на Ближнем Востоке и в Африке, но особых скачков цен на нефть ожидать не стоит.
[/img]
Добыча нефти постепенно перемещается с суши на морской шельф
Запасы углеводородов в мире истощаются с каждым годом – большая часть крупных месторождений на суше, по оценкам экспертов, уже открыта. Поэтому общемировая тенденция такова, что добыча нефти постепенно перемещается с континента на морской шельф (см. рис. 2). [/img]
В 2013 году фрахтовые ставки ожидаются на уровне 2012 года.
Фрахтовые ставки, которые в основном зависят от стоимости нефти, также замедлят свой рост или покажут небольшое падение, по сравнению с уровнем ставок 2012 года (см. рис. 3) [3].
Спрос на строительство оффшорных судов, по результатам исследования Clarksons зависит от фрахтовых ставок. [/img]
В связи с вышеизложенным, в 2013 году, ожидается рост спроса на сейсмические (исследовательские) суда в 2013 году на 26%, а также рост спроса на другие типы оффшорных судов на 9-10 %.
Крупнейшие заказчики оффшорного флота
По прежнему крупнейшими владельцами и заказчиками оффшорных судов являются Норвежские компании, что стало возможным благодаря пристальному вниманию и активным действиям норвежских политиков в сфере добычи и разведке нефти и газа возле берегов Норвегии, а также развитию собственного оффшорного флота.
№ п/п Страна Кол-во заказов Доля рынка Изменение
1. Норвегия 123 18,3% +1%
2. Сингапур 108 16,1% +1,7%
3. США 95 14,2% +1,8%
4. Малайзия 57 8,5% +2,2%
5. Франция 55 8,2% -2,7%
6. Индия 43 6,4% +0,4%
7. Бразилия 37 5,5% +0,4%
8. Гонг-Конг 33 4,9% -
9. ОАЭ 14 2,1% -1,8%
10. Россия 11 1,6% -
11. Китай 10 1,5% -6,8%
12. Нигерия 10 1,5% -
13. Англия 8 1,2% -0,5%
14. Италия 7 1,0% -0,1
15. Саудовская Аравия 6 0,9% -
Как видно из приведенного списка свои позиции теряют Европейские страны, что, очевидно, связано с кризисом в зоне Евро, который начался в 2010 году. В результате кризиса повысились процентные ставки европейских банков, ужесточились требования по выдаче кредитов, уменьшилась инвестиционная привлекательность европейских компаний, все это привело к сокращению числа судостроительных заказов. По результатам обратной связи с европейскими судовладельцами, в настоящее время их больше интересует не качество, а сроки строительства и возможность получения отсрочки платежа. По мнению Ангелы Меркель, которое она высказала в ноябре 2012 года, кризис в Европе продлится еще минимум пять лет [4].
В тоже время растет активность в США, России, Бразилии и странах Азии.
США остается активным участником рынка энергоресурсов. По словам экспертов [5] в 2017 году США могут стать крупнейшим добытчиком нефти, оставив позади Саудовскую Аравию. Естественно это дает толчок развитию оффшорного флота. В 10-ку крупнейших заказчиков оффшорного флота входит 4 компании из США, а крупнейшим владельцем оффшорного флота остается американская компания Tidewater Marine.
Россия как один из крупнейших добытчиков нефти и газа, также нуждается в оффшорном флоте. Для развития собственной судостроительной отрасли в России в соответствии с указом президента РФ В. В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности, которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Хотя большинство российских судовладельцев и предпочитает заказывать суда за рубежом, но тенденция показывает, что благодаря принятой программе ежегодно увеличивается объем производства в российском судостроении. Рост российского судостроения составил 50% в 2009 году и 62% в 2010. Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли [6].
Рост активности в Бразилии обусловлен развитием месторождений нефти и газа у берегов Бразилии. Масштабная программа судостроения обширно поддерживается государством. По сведениям эксперта [7], инвестиции в оффшорный сектор Бразилии с 2009 по 2014 гг. составят около $200 млрд. Для разведки залежей нефти и газа государственный нефтяной концерн Petrobrаs планирует в ближайшем будущем удвоить свой флот. Согласно последним данным, понадобятся 150 танкеров, 200 судов-снабженцев, пять контейнеровозов, 150 платформ и 28 буровых судов.
Из рисунка видно, что наибольший объем судостроительной активности сосредоточен в странах Азии. Эти страны благодаря низкой стоимости, благоприятными финансовыми условиями для судовладельцев и сжатым срокам строительства привлекают судовладельцев со всего мира. В странах Азии больше строят, чем заказывают. Обратная ситуация в европейских странах. Европа, объем судостроительной активности которой составляет практически четверть от общего числа, предпочитает строить за рубежом. На заграничных верфях Европа размещает более 60% своих заказов. Также примерно половину своих заказов строят за рубежом такие страны как США, Россия и Арабские страны. Наименее благоприятными странами для поиска заказчика являются страны Азии и Бразилия.
Крупнейшие Заказчики оффшорного флота
№ п/п Судовладелец Страна Кол-во зак Доля рынка Изм.
1. Bourbon Франция 55 8,2% -2,2%
2. Swire Group Гонг-Конг 28 4,2% +1,5%
3. Coastal Group Малайзия 25 3,7% -
4. Hornbeck Offshore США 22 3,3% +1,2%
5. Tidewater Marine США 22 3,3% +0,6%
6. ECO США 19 2,8% +0,9%
7. Nam Cheong Малайзия 18 2,7% +0,5%
8. ABG Group Индия 15 2,2% +0,4%
9. Fredriksen Group Норвегия 13 1,9% -
10. Gulf Offsh. Logistic США 13 1,9% -
11. Marten Singapore Сингапур 13 1,9% +0,1
12. Bravante Group Бразилия 12 1,8% -
13. Indian Govt. Индия 11 1,6% –
14. Pacific Carriers Сингапур 11 1,6% -
15. Swiber Сингапур 11 1,6% +0,2%
16. Basic Offshore Сингапур 10 1,5% -
17. Harvey Gulf Intl США 10 1,5% -0,2%
18. Siem Offshore Норвегия 10 1,5% -
По состоянию на конец 2012 года объем заказов оффшорных судов составил 671 ед. В это количество входят суда дедвейтом более 1000 тонн следующих типов:
- якореукладчики (AHT, AHTS);
- суда снабжения (PSV, Supply);
- исследовательские суда (Research, Seismic);
-многоцелевые суда (MSV).
Общее количество оффшорных судов вышеперечисленных типов и дедвейтом более 1000 тонн – 3883 единицы. Крупнейшие судовладельцы представлены в таблице 3.
Исходя из таблицы можно сделать выводы, что крупнейшие компании судовладельцы находятся в странах Северной Америки, Европы и Азии.
Процент обновления оффшорных судов составляет: 17,3%.
Средний возраст оффшорного флота составляет 14,7 лет
Крупнейшие судовладельцы оффшорного флота
№ п/п Судовладелец Страна Кол-во Доля судов
1. Tidewater Marine США 275 7,1%
2. Bourbon Франция 172 4,4%
3. ECO США 138 3,6%
4. CNOOC Китай 75 1,9%
5. GulfMark Offshore США 72 1,9%
6. Swire Group Китай 71 1,8%
7. A. P. Moller Дания 69 1,8%
8. Farstad Shipping Норвегия 55 1,4%
9. Hornbeck Offshore США 54 1,4%
10. Seacor Holdings США 49 1,3%
11. Solstad Shipping Норвегия 46 1,2%
12. DOF Management Норвегия 44 1,1%
13. Vroon BV Нидерланды 44 1,1%
14. Topaz Marine ОАЭ 43 1,1%
15. Zamil Offshore Саудовская Аравия 40 1,0%
16. Ezra Holdings Сингапур 36 0,9%
17. Maridive & Oil Serv Египет 31 0,8%
18. Bumi Armada Nav. Малайзия 30 0,8%
19. Pacific Carriers Сингапур 28 0,7%
20. Havila Shipping Норвегия 26 0,7%
21. Otto Candies США 26 0,7%
22. Swiber Сингапур 25 0,6%
23. Deep Sea Supply Норвегия 24 0,6%
24. Harvey Gulf Intl США 23 0,6%
25. Island Offshore Inc. США 23 0,6%
26. Pacific Richfield Сингапур 23 0,6%
27. Smit International Нидерланды 23 0,6%
28. Marine Management Греция 22 0,6%
Крупнейшие заводы строители оффшорных судов
№ п/п Yard Страна Кол-во заказов
1. Zhejiang S.B. Китай 64
2. STX Европа, Корея 35
3. Fujian Southeast Китай 27
4. ABG S.Y. Индия 26
5. Eastern S.B. США 21
6. Fujian Mawei Китай 19
7. Guangzhou Huangpu Китай 16
8. Keihin S.Y. Япония 15
9. Nam Cheong Dock Малайзия 15
10. Yuexin S.B. Китай 15
11. Jiangsu Zhenjiang Китай 13
12. Eisa Shipyard Бразилия 12
13. Pipavav Shipyd. Индия 11
14. Guangxin S.B. Китай 10
Из приведенного списка видно, что крупнейшие заводы - строители оффшорных судов находятся в странах Азии. Благодаря программам государственной поддержки судостроительной отрасли, эти страны создали благоприятные условия для судовладельцев со всего мира.
Стоимость оффшорных судов
На рисунках показана средняя стоимость оффшорных судов за последние 5 лет.
Суда якореукладчики [/img]
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+