Надо корабелов-практиков по достижению пенсионного возраста не в дачники отправлять, а приглашать на преподавательскую работу в отраслевые вузы. То же по другим специальностям. А показатель среднего возраста профессорско-преподавательского состава с развитием отрасли никак не коррелируется. А отраслевые диссертационные советы нужно создавать при отраслевых НИИ И КБ, как это было раньше.
Обучаемого надо заинтересовать предметом - это, думаю, задача преподавателя - хотеть заинтересовать. Остальные задачи его менее важные.
В новостях тут было, что БЗ организует работу со студентами... Он, завод, часто подобного рода штуки затевает. И ЛАО - тоже. Это - пример другим, это надо продолжать и развивать формы сотрудничества студентов с предприятиями, тогда не будет "перерыва" в процессе передачи опыта.
Да, верно подмечено, про "нашу нишу". Наша ниша сейчас - это арктическое хозяйство (научные станции, продажа знаний, коммерческие ледокольные проводки, добыча ПИ, еще что-то, связанное с наукой и деньгами), по крайней мере, на ближайшее обозримое будущее.
Про Корею и Китай... Значит, нам нужно думать что-то про наш климат... Дорогое производство получается, значит, - дорогие суда: ледоколы, там, крутые, самые-самые в мире, НИСы и пр..
Про проектирование верфей полностью согласен с нашим ректором.
"Основным потребителем вашего труда, т.е. молодых инженеров, потенциально является или должна являться, “ОСК”" - неправильно! Надо соотносить, ..я, слова друг с другом, т. е. написать надо так: "Основным потребителем молодых инженеров, вашего труда, является или должна являться ОСК." И точка там еще.
Почему так поздно опубликовано? Завтра - 27-е марта. А сегодня 30-е апреля!
"ВУЗ - это инструмент для получения определенной профессии и вхождении в определенную отрасль." - эти слова можно занести в буквари и втолковывать молодым людям. Какой умный к нас ректор, жаль, что я лично с ним не виделся. Этот абзац - просто, корень всех проблем, но только я не совсем согласен с "про хорошую зарплату". Хорошая зарплата будет всегда у хорошего специалиста, вне зависимости от отрасли, а привлекать человека в жизнь деньгами - не то.
Ну, интересно узнать, кто такой Александров В.Л., раз уж имя упомянули... Считаю, что у такого ВУЗа, как Корабелка, должно быть свое производство, востребованное на рынке.
У меня впечатление, что это интервью с человеком очень уставшим от своей работы и давно находящимся в депрессии.
Интервью практически поностью состоит из "увы", "однако", "к сожалению", "хорошо бы, но...", "было бы здорово! Но пока...".
"Мы пытались, пытались...", "и сейчас над этим работаем... . Да....". Я это все пишу без иронии и сарказма.
"Сейчас Министерство образования вводит в показатели эффективности работы ВУЗа количество научных работ студентов и мы БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ заниматься поиском средств для их финансирования."
То есть, до того как Минобр "вынудил", этим не занимались и заниматься не собирались?
"Безусловно у нас тоже имеется такая практика. Ныне наш сотрудник Александров В.Л. чуть ли не каждую неделю возит студентов на верфи."
Это не практика. Практика это нечто системное. А то, что "ныне" - это личная инициатива одного из наших ведущих корабелов, личный ресурс которого это позволяет. Аналогично по Пашину и Шляхтенко. Люди такого уровня могут многому научить, но это значит, что кого-то научат, а кого-то нет.
"Однако, строить специально для себя какое-либо судно мы не будем. В этом нет необходимости."
А почему нет? А если нет, то почему бы не организовать плавпрактику? Или программу практических занятий на живых пароходах? Хотя бы на лк "Красин"?
Тема "Для чего строят суда" в программе обучения сейчас отсутствует. А это "тема" должна проходить "красной нитью" с начала до конца обучения, включая общение с живыми пароходами.
А у ректора, судя по всему, стандартный подход - "наше дело судно построить, а для чего, и что с ним дальше будет - не наше дело".Показать комментарий целиком
Цитата:
"Совсем недавно наш журналист готовил материал по сварке и переговорил с десятком главных сварщиков различных предприятий. Однако, в качестве консультанта “Корабелку” не назвал никто.
- В свое время этот рынок был монополизирован, в том числе “Политехническим институтом”." и т.д.
Можно узнать какой "рынок" монополизирован? Консультантов? Обучения? У Корабелки нет лицензии на обучение инженеров-сварщиков? И при чем здесь Корея и иже с ней?
ну что сказать.. ну печально.. но давайте смотреть правде в глаза... ну что светит выпускнику Корабелки? - ну вот оставив в стороне романтику профессии .. давайте трезво оценим три фактора
1. вероятность трудоустройства по специальности в первые 3 месяца после окончания ВУЗа
2. начальную зарплату
3 его зарплату через 5 лет работы по специальности
ну и сравним по тем ж критериям с другими техническими ВУЗами - вот и будет картина...
Выпускнику светит та "дорога", которую ему "осветил и показал" ВУЗ или родители или старшие товарищи и наставники.
В интервью говорится: "К нашим преподавателям часто обращаются ... Они также активно привлекают ребят к работе. В частности, у Шляхтенко Александра Васильевича очень много ребят работает в КБ."
Никто не сомневается в возможностях упомянутых в интервью авторитетов пристроить понравившихся им студентов. А остальные?
Видимо нет в Корабелке не только программы профориентации, но и программы мероприятий по трудоустройству. Отсюда и картина...
Если студента обучает, скажем Александров или Пашин или Рождественский, скорее всего все три фактора будут на высоте, а если кто-то из ... (понятно кого), то все факторы по нулям, если нет поддержки со стороны. Зато ректор может сказать что-то типа "у нас есть практика работы по трудоустройству студентов". Подумав добавить - "которые откуда-то свалились на нашу голову".
Я бы все таки посмотрел именно так на проблему как она озаглавлена, ( ну вот просто отвлекаясь на секунду от того что делает или НЕ делает ВУЗ) .. давайте трезво смотреть на вещи.. возьмем простой вариант ..ну вот питерский школьник... ну вот поступил в Корабелку... дальше что?- не зависимости от качества образования - какие у него перспективы в отрасли? какая заплата и какой рост ему светят? - не забываем что мы говорим о молодых людях которым надо создавать и... чего уж там - содержать свои семьи...
давайте посмотрим что могут предложить самым талантливым из наиталнтлевейших выпускникам ВУЗов предприятия Судпрома ?
А другие предприятия - что-то то могут предложить? При имеющейся в России системе кредитования карьерный рост в промышленности - это нереально. У нас сотрудники после года работы берут кредит на жилье под 4-6% годовых...
А у меня, наоборот. Все, кто соображал и имел опыт общественной работы - все уехали по распределению, на производство, зарабатывать жилье, потому как в основном были иногородными, некоторые уже женатыми. На меня был индивидуальный вызов из Северо-Западного пароходства, пригласили, когда еще был на там практике.
Альберт Георгиевич, разница очевидна ...есть относительно узкие специальности, есть более широкого " применения" - скажем если человек обучается " на электроньщика" - то он может работать ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ в очень многих отраслях а вот если на корабела...то есть то что его учили -это конкретно судостроение... то... если не он сам то возможно его родители - при выборе ВУЗа - посмотрят на перспективы трудоустройства , зарплатные и карьерные перспективы - конкретно в судостроении ....
В отношении перспектив... На мой взгляд, в современных условиях, очень многое зависит от студента. От его подхода к делу и желания работы по специальности. Если человек начинает искать работу, скажем с 3 курса, старается изучить 1-2 иностранных языка, профессиональное программное обеспечение, прочие отраслевые инновации и т.д., думаю, что особых проблем с трудоустройством у него не будет. Именно в этом, кстати, должен серьезно помогать ВУЗ (из слов Борисенко понятно, что у них по этому поводу - "ноль на массу"). А если по окончании Корабелки ничего кроме диплома в руках, то будут большие проблемы.
Как побочная ассоциация: Инструкторов по рукопашному бою иногда спрашивают - "А вот если вплотную возле меня оказались два амбала с оружием, что надо делать?"
В большинстве случаев следует ответный вопрос "А что вы делали до того момента, который описываете и не приходило ли вам в голову, что можно не доводить до таких крайностей?"
Вот и встает вопрос - Институт "терпит" студента и с облегчением с ним расстается после обучения, или чувствует некую ответственность и готовит к работе в отрасли, объясняя возможные перспективы и потребный для каждой из них "багаж знаний/умений"?
Все это верно и я собственно не спорю.. просто если судить здраво то человек сегодня желающий изучать именно кораблестроение с тем что бы работать именно этой отрасли...и при этом он еще понимает что ему надо какие-то разумные деньги зарабатывать. то ... те самые 1-2 упомянутые языка - которые ему неплохо бы выучить.. это корейский и китайский ....к сожалению...
Мне кажется мы не должны себя обманывать и должны трезв оценивать состояние судостроения - его эффективность и как следствие даже не конкурентоспособность а просто допустимый максимальный уровень зарплат при данном уровне эффективности ...
Ну и... как мотивировать умных и талантливых идти ИМЕННО в корабелку .?. ну и конечно ВУЗ все это прекрасно знает и так же и относится к студентам....как к неудачникам которых не взяли в другие вузы- которые таки или пойдут в КБ или на завод - получать гроши или тех кто изначально найдет применение своим таланам в других отраслях...
первых учить вроде надо а вторым премудрости конкретно кораблестроения и не нужны...
Извините если резко...
Думаю здесь мы имеем дело со стереотипом непрестижности работы инженера в СССР, плюс 20-летний провал, когда многие инженеры торговали носками на рынке, а те что остались в профессии теряли квалификацию. За рубежом совсем не так и naval architects - это элита инженерного сообщества.
Работа инженера-корабелстроителя - одна из немногих, потенциально востребованных на международном глобализованном рынке. Юрист, бухгалтер, медик, и даже инженер-строитель на международном рынке труда не востребованы из-за нормативной базы, лицензирования и т.д. Сейчас в отрасли уже много индусов-инженеров (со знанием английского!), не говоря уже о китайцах но там есть языковая проблема. Поэтому вопрос к российскому образованию лишь в том, готовят ли они корабелов до такого уровня, чтобы не становиться "рабом ОСК" под руководством "эффективного менеджера" (сынка какого-нибудь чиновника, получающего в разы большую зарплату), а иметь возможность искать работу на глобальном рынке труда.
Многое зависит именно от вузов, потому как развитие отрасли должно начинаться с вузов, с их научной работы. Вузы должны работать на опережение. у нас, к сожалению, зачастую наоборот. Зачастую вузы прячутся за отраслевую специфику, что не способствуют развитию отрасли, только прогресс он общий для всех.
Полностью с Вами согласен.
К сожалению ректор в данном случае считает, что "привлечением абитуриентов должны заниматься предприятия отрасли". На мой взгляд, это уровень рассуждений руководителя техникума, готовящего специалистов по 2-3 специальностям типа "слесарь-сборщик судовой", "электрогазосварщик", и т.д.
Если бы руководство Корабелки полностью владело информацией о положении дел в отрасли, причем не только в РФ, а в мире вообще, то могло бы внятно донести до абитуриентов их перспективы развития в отрасли, которая нашей страной не ограничивается. Судостроители и морские инженеры достаточно востребованы в мире, чтобы можно было говорить об интересной карьере. Можно было бы даже профориентационное пособие издать. Интересное и красочное.
А если ВУЗу все это "до фонаря", в стиле - пусть предприятия отрасли абитурой занимаются, обещания раздают, и т.д., а мы тех кто "повелся" чему-нибудь поучим и обратно отправим - результат будет крайне печальным ((((
Еще добавлю
за много -много лет - ни разу никто из Корабелки не обращался ни с вопросами ни за материалами какими-то ни на предмет практики студентов -
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+