В России необходимо построить многопрофильное атомное научно-исследовательское судно ледового класса для закрепления лидерства в исследовании Арктики и Мирового океана. Перейти к новости
Имеющиеся у ААНИИ научно-экспедиционные суда решают задачи обеспечения полярных станций, в первую очередь, антарктических, а самостоятельные научные исследования в полярных широтах проводят, в основном, в попутном режиме. А в то же время: Норвежские ученые уже с 2018 года используют научный ледокол «Kronprins Haakon» для исследований в высоких широтах Арктики и Антарктики. Китай активно использует свои научные ледоколы «Снежный дракон» и «Снежный дракон-2» для исследований в Арктике и в 2025 году планирует ввести в эксплуатацию третье ледокольное многофункциональное исследовательское судно, которое будет работать в Арктике и в Антарктике. Япония планирует достроить и ввести в эксплуатацию в 2026 году научный ледокол для работы в арктических широтах (вплоть до Северного полюса). Так что нам надо не откладывая строить новые научно-исследовательские суда для работы в поляных широтах и активно проводить комплексные научные и ресурсные исследования в интересах РФ.
Мы должны не откладывая строить новые научно-исследовательские суда для работы в полярных широтах потому, что другие что-то строят, а у нас должно быть больше, многофункциональнее и атомнее? Как чиновники вышестоящему руководству докладывают. Аналогично как про огромный контейнеровоз, который будет зимой ходить по СМП со средней скоростью 17 узлов.
Или мы должны не откладывая строить, потому, что нам нужно срочно проводить конкретные программы конкретных исследований с помощью судов конкретных типов и размерений (и не факт, что атомных ледокольных) как просят и требуют ученые?
Или может нам нужно возрождать 6-ю Атлантическую Океанографическую Экспедицию, потому, что в Мировом океане на открытой воде ледоколы не работают, а в Арктике Экспедиция сможет работать при поддержке ледоколов?
К слову сказать "Снежный дракон" - не ледокол, а транспортно-ледокольное судно обеспечения типа "Иван Папанин". Недострой этой серии можно забрать с оборудованием и достроить за разумные сроки/деньги если нужно быстрее начинать.
Пока, вроде бы, никто не говорит о планах строить серию научных ледоколов, а речь только об одном научном ледоколе. Мощный научный ледокол нужен для обеспечения комплексных межведомственных морских научных и ресурсных исследований в течение всего года и, по возможности, во всех районах Арктики. И в подготовке Технического задания (ТЗ) на этот научный ледокол должны участвовать все заинтересованные отрасли и ведомства (институты). А научно-исследовательским судам (НИС), выполняющим типовые регулярные исследовательские рейсы в полярных водах можно иметь ледовый класс и пониже, чем группа ледокольных классов. Например, НИС, выполняющим морские рыбохозяйственные исследования по заданию ВНИРО, достаточно иметь ледовый класс Arc4.
А отставать в части проведения морских исследований в полярных широтах от друзей-соседей нам не к лицу: «кто не успел – тот опоздал».
А мы с чем опаздываем/отстаем? С исследованиями или со строительством научного ледокола?
"Мощный научный ледокол" не может сам по себе обеспечить "комплексные, межведомственные, научные" и пр. исследования в течение всего года и, по возможности, во всех районах Арктики просто в силу гидрографических и климатических особенностей региона.
А отстать в части научных исследований от друзей соседей мы можем в силу недостаточного экспедиционного финансирования ведущих научных заведений, а также недостатка финансирования/приобретения современного научного оборудования и средств обработки данных. К современному оборудованию относятся в т.ч. и специализированные суда. Одно небольшое судно сейсморазведки (или мониторинга гравитационных и др. физических полей) может приносить больше пользы, чем несколько "мощных научных ледоколов".
Если бюджет проектирования и постройки "мощного научного" потратить на экспедиционное и инструментальное обеспечение исследований, то не составит труда собрать из существующего флота несколько экспедиционных групп для арктических исследований во всех районах Арктики с получением результатов на несколько лет обработки и опережения "друзей-соседей" в морских исследованиях в полярных широтах.
Поэтому и хотелось бы понять как ставиться вопрос:
Вариант 1. Проектирование и постройка одного "мощного научного многофункционального ледокола" для целей освоения средств ОСК и загрузки ее мощностей, развития судостроительной отрасли и т.д.?
Вариант 2. Срочное качественное и количественное наращивание морских исследований с обеспечением экспедиционного финансирования и модернизацией, переоснащением и созданием специализированного исследовательского флота?
То есть грубо говоря - финансируем ОСК и развиваем судостроение или финансируем современные исследования и их обработку/применение?
Первое - это ВТБ и с этим понятно, а второе видимо бюджет и это вызывает беспокойство.
Представляется картинка - грустный гидролог с самодельным батометром из обрезка трубы на палубе "мощного научного для обеспечения комплексных межведомственных...", а рядом сотрудники ОСК объясняют ему, что специально для него "все сделано в соответствии с ТЗ, проектом, и все принято Регистром".Показать комментарий целиком
Надо полагать, что научные задачи, стоящие перед новым научным ледоколом сформулированы, обоснованы и изложены в каком-то документе, перед тем как выдвигать идею строительства ледокола. Не верится, что предложение делается только в интересах ОСК-ВТБ.
Проблемы с экспедиционным финансированием и комплектацией строящихся (да и находящихся в эксплуатации) НИС судовыми научными приборами и оборудованием действительно существуют, причем существуют уже довольно давно. И почему-то никак не решаются? Остается надеяться, что господа, которые примут решение – «строить», знают об этих проблемах и предусматривают их решение параллельно со строительством судна. Ведь если научное оборудование не будет приобретено и установлено на судне надлежащим образом, то НИС просто не будет принято Заказчиком и не будет введено в эксплуатацию. Комплектация судна научными приборами и оборудованием является обязательной составной частью ТЗ и проекта судна. Т.е. это обязанности завода-судостроителя (ОСК) и картинка грустного гидролога «с самодельным батометром из обрезка трубы», маловероятна. После того как научное оборудование будет установлено, испытано, надо полагать, и полноценное экспедиционное финансирование подоспеет. Хорошо бы, конечно, решать эти вопросы не только по одному конкретному судну, но и по всему научно-исследовательскому флоту РФ.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+