Если верить Бисмарку, франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель. Исход битвы за отечественное судостроение во многом будет зависеть от работы факультета кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ. Именно там определится, какие инженеры будут создавать российский флот завтра и послезавтра. Об этом наш разговор с деканом факультета Андреем Новиковым.
Перейти к новости
«Человек, способный созидать, станет уникальным ресурсом».
Вот мне интересно, как человек узнает, ЧТО именно он может или должен созидать, если его в данном ВУЗе никто не учит тому, для чего нужен и как используется результат его труда?
Если говорить про судостроение.
Нет курсов коммерческой и технической эксплуатации судов, в зависимости от их типов и назначения. Нет хотя бы вводных курсов по технологиям перевозок, стивидорным операциям, рыболовному промыслу, операциям технического флота. Я уж не говорю про вопросы особенностей мирового рынка судостроения / судоходства, классификации и регистрации судов.
Нет даже мыслей о плавпрактике студентов (хотя когда-то студенты ЛКИ ходили в Арктику, а в НКИ плавпрактика была до 90-х годов), а также о налаживании отношений с судоходными компаниями, хотя бы на уровне вебинаров, чтобы понять, что сейчас требуется конечному заказчику.
Что собственно сам декан и подтверждает:
«Через год приезжаем к капитану судна, интересуемся работой системы, он говорит: "Вон ваш ноутбук, у меня на нем ваза с цветами стоит". Впоследствии он признался, что не использовал систему не потому, что она была плохой, – просто он привык работать иначе.»
А чего сразу-то не спросили – Что на практике нужно? А, ну да, Заказчик принял.
А.Н. Крылов в статье «Очерк развития теории корабля» писал:
«Практика всегда предъявляла вопросы о том, что и как надо делать, чтобы корабль был крепок и надежен и обладал надлежащими качествами…»
Сейчас почему-то решили, что судостроение отдельная отрасль, замкнутая сама на себя, работающая по принципу – «В ТЗ уложились, правилам РС соответствует, Заказчик принял, дальше пофиг."
Какую «битву за отечественное судостроение» можно выиграть с таким подходом?
Кстати студенты сейчас в курсе кто такие Крылов, Макаров, Бубнов, чем занимались? Или они уже не интересны, т.к. у них не было MBA по теме цифровизации? )))Показать комментарий целиком
Ну нельзя так слишком критично .
Вы пишите:
Нет курсов коммерческой и технической эксплуатации судов, в зависимости от их типов и назначения. Нет хотя бы вводных курсов по технологиям перевозок, стивидорным операциям, рыболовному промыслу, операциям технического флота. Я уж не говорю про вопросы особенностей мирового рынка судостроения / судоходства, классификации и регистрации судов.
А где таких людей взять .которые смогут обучать этому .все специалисты такого уровня обычно загружены и они очень дорогие , где взять таких великих людей как Егоров их единицы, сейчас такого уровня нет Мищенко пытается занять эту нищу ,посмотрим что получиться , Егоров постоянно делал вебинары по разным направлениям судостроения и эксплуатации и они были актуальные и интересные.
Пишите и цитируете: «Через год приезжаем к капитану судна, интересуемся работой системы, он говорит: "Вон ваш ноутбук, у меня на нем ваза с цветами стоит". Впоследствии он признался, что не использовал систему не потому, что она была плохой, – просто он привык работать иначе.»
Бывает и такое , судовладелец заказал .а команда саботирует . не хочет пользоваться , кого обвинять ? Судовладельца ? всегда есть недостатки и недоработки и вся жизнь не эффективна .
Заключение .Считаю ,что декан молодец , что то хочет реальное сделать и как сейчас модно говорить .дорожные карты (roadmap) выставлены в верном направлении.
редакция попросила меня ответить на Ваш комментарий – хотя обычно я этого не делаю принципиально, каждый имеет право на свое мнение и вряд ли изменит его в споре.
Итак. Если глобально – любая организация, в т.ч. ВУЗ, не может работать «как раньше» - потому что для этого страна должна быть «как раньше», с соответствующими моделями взаимодействия «организация-организация» и «организация-государство». СССР уже нет – к сожалению нет. Что накладывает отпечаток на модели взаимодействия. Например, каким образом ВУЗ может оплатить своим студентам, как Вы пишите, плавпрактику в Арктику, если мы – организация бюджетная – и финансирование получаем на совершенно определенные статьи затрат, куда такое путешествие, конечно, не входит? Вот конкретно – как, за чей счет банкет? Я тоже за то, чтоб дети не болели, люди были счастливы и любимая футбольная команда все время побеждала – но вот конкретно – как?
Теперь – предметно, если позволите - по цитатам.
1. "как человек узнает, ЧТО именно он может или должен созидать, если его в данном ВУЗе никто не учит тому, для чего нужен и как используется результат его труда?"
Учит, как используется – показываем. Сейчас на факультете раз в месяц-полтора проводятся семинары для студентов с предприятиями промышленности, где обучаемые и работодатели могут посмотреть друг другу в глаза, пообщаться, проговорить – что нужно. С предприятиями на факультете начата работа по актуализации учебных планов – под реальные требования судостроителей. Часть занятий проводим прямо на предприятиях – с участием их специалистов – знакомя студентов с реальными задачами и заказами. Это все помимо стандартных практик, которые и так заложены в программу. Привлекаем сотрудников КБ для чтения лекций. На связи и с разработчиками отечественного ПО, на которое сейчас в рамках импортозамещения переходит отрасль – чтобы студентов этому ПО также учить. Я сам из промышленности, а не из образования – и личные связи позволяют все это организовать. Я не говорю, что все хорошо, что все уже сделано и успешно работает – нет, мы только в начале пути по интеграции факультета с промышленностью. Но за сим вопрос – Вы написали, что никто не учит – а никто это кто, конкретно?
2. "Нет курсов коммерческой и технической эксплуатации судов, в зависимости от их типов и назначения."
Эксплуатантов готовят, например, Академия водного транспорта (часть РУТ) – или университет им. Макарова. Корабелка не готовит эксплуатантов – это просто не наш профиль.
3. "Нет даже мыслей о плавпрактике студентов (хотя когда-то студенты ЛКИ ходили в Арктику, а в НКИ плавпрактика была до 90-х годов)"
В целом, ответил в самом начале. Мысли есть – денег нет.
4. "чего сразу-то не спросили – Что на практике нужно? А, ну да, Заказчик принял."
Отвечая в части образования – как писал выше – как раз спрашиваем, промышленность сейчас всеми силами возвращаем в жизнь факультета.
Отвечая в части конкретного приведенного мной примера – а вот давайте порассуждаем. Есть владелец – заказчик – который хочет внедрить новую технологию, которая ему, владельцу, сэкономит средства, обеспечит мониторинг, снизит риски поломок и т.д. Есть конечные эксплуатанты, которым владелец платит зарплату – и не все из которых готовы выделить силы и время для интеграции в свою деятельность этой технологии, даже если технология хорошая и никоем образом не вредит процессу – просто потому что выгодоприобретателем плюшек от технологии будет компания владельца, а не конкретный эксплуатант. А вот теперь вопрос – действительно ли в этой ситуации прав конечный эксплуатант просто на основе того, что «в поле» именно он?
5. "Сейчас почему-то решили, что судостроение отдельная отрасль, замкнутая сама на себя, работающая по принципу – «В ТЗ уложились, правилам РС соответствует, Заказчик принял, дальше пофиг."
А кто так решил и где это зафиксировал – можно подтверждение? Факультет? ВУЗ? ОСК? Минпромторг? Правительство? Президент? Т.е. в чей адрес обращение? Я могу только за себя отвечать.
Что имеют место быть отдельные сбои между участниками жизненного цикла – ну так оно и понятно, у жизненного цикла объекта морской техники юридически не определен владелец – так что все компании-участники тянут одеяло на себя, отстаивая свои интересы и свою прибыль – им еще зарплаты платить, аренду обслуживать и оперативные кредиты закрывать. Ну так мы опять возвращаемся в начало – такова сейчас модель взаимодействия «организация-организация» и «организация-государство», это не вопрос даже судостроения.
6. "Кстати студенты сейчас в курсе кто такие Крылов, Макаров, Бубнов, чем занимались?"
В курсе, это базовая программа. Это очевидно - и Вы это не можете не понимать. Так что какова цель вопроса?
7. "т.к. у них не было MBA по теме цифровизации?"
А существует МВА по цифровизации? Ни разу не слышал, но доверюсь Вам.
По «цифре» в целом - есть указ Президента № 474 от 21.07.2020 о «цифре» как одной из национальных целей развития, есть директивы Правительства от 14.04.2021 по разработке и введению в действие отчетного документа к исполнению – Стратегии цифровой трансформации, по ОСК данный документ уже введен в действие. Это, как минимум, уже серьезный повод ВУЗу не игнорировать «цифру». А что в компаниях? Мы тут с коллегами в рамках работы в ОСК пару лет назад изъездили КБ, заводы и верфи по всей стране, разбираясь, как сейчас ведется деятельность. Так вот КБ проектируют в цифре, на системах классов CAD-CAE-PDM. На верфях и заводах – для управления производством стоят системы ERP-MES, пусть и часто самописные. Мы что – имеем право этому НЕ учить, про это НЕ говорить? Посмотрите, как «Янтарь» сейчас сделал «Добрыню». Как «Онега» сделала «Соталию». Всё – на цифровых платформах. Конечно, нельзя учить только цифре - так только цифре никто и не учит, это очень, очень маленький кусок в подготовке – может быть даже слишком маленький. Мы обязаны объяснять, что стоит за кнопочкой, которую проектант нажимает в САПР – какие процессы, правила, методики, почему система считает так, а не иначе – и мы объясняем.
В целом, если ключевая мысль Вашего комментария была про то, что «развалили судостроение, гады!» - то развалили не мы. Мы как раз сейчас всеми силами реанимировать пытаемся – и спасибо отдельным компаниям промышленности, которые в этом активно участвуют, в инициативном порядке и на основе сугубо личных договоренностей.
За сим предлагаю дискуссию завершить – все равно все останутся при своем мнении. Ушел работать.
Редакция попросила меня прокомментировать Ваш комментарий, хотя я согласен с Вами в отношении того, что обычно существует два мнения – мое и неправильное.
Я, к сожалению, не понял, что Вы имели в виду под фразой – «любая организация, в т.ч. ВУЗ, не может работать «как раньше». Есть эффективные модели взаимодействия (как выработанные давным-давно, так и сегодня), приводящие к положительному результату, а есть не эффективные, приводящие к плачевному результату. «Как раньше» это как?
Как конкретно бюджетный ВУЗ может организовать плавпрактику в Арктику не трогая свой бюджет? И за чей счет?
Ну например взгляните сюда, на ссылку такого же бюджетного ВУЗа:
https://narfu.ru/science/expeditions/floating_university/
Из Ваших комментариев я понял, что Вы также уверены в существовании «обособленной судостроительной отрасли» и не связываете ее с «существованием судоходства».
Об этой проблеме как-то я упоминал на Корабеле много лет назад:
https://www.korabel.ru/news/comments/bereg_leviy_bereg_praviy.html
Ключевая мысль моего предыдущего комментария не имеет никакого отношения к фразе «развалили судостроение, гады!». «Гадами» занимаются прокуроры.
Попробую кратко сформулировать мою ключевую мысль:
Жизненный цикл судна (ЖЦС) состоит из стандартных укрупненных этапов:
1. Разработка концепции, технического задания и проектирование;
2. Подготовка производства, разработка технологических процессов, строительство, испытания;
3. Эксплуатация (коммерческое использование, техническое обслуживание, ремонты)
4. Утилизация.
Этапы 1-2 и 4 совокупно длятся примерно 5 лет
Этап 3 – скажем 25 лет (и более)
Без ясного понимания и знания того, что происходит (будет происходить) на протяжении всего этапа 3 (наиболее продолжительного), нельзя заложить на этапах 1-2 (очень коротких) оптимальные решения, позволяющие достичь оптимальной диаграммы ЖЦС.
А без постоянной обратной связи с эксплуатирующими организациями на всем этапе 3, нельзя устранить ошибки и оптимизировать неверные решения.
Вы пишете:
«… имеют место быть отдельные сбои между участниками жизненного цикла – ну так оно и понятно, у жизненного цикла объекта морской техники юридически не определен владелец – так что все компании-участники тянут одеяло на себя, отстаивая свои интересы и свою прибыль»
Ну что это за ерунда, применительно к судну?
Судостроение (как сервисная отрасль судоходства) должна обеспечить судоходство (как сервисную отрасль мировой торговли) изделиями (т.е. судами) позволяющими с наибольшей эффективностью (коммерческой в т.ч.) выполнять задачи судоходства.
Владельцы судов (независимо от их количества) жестко юридически определены на каждом этапе ЖЦС и доступны для обратной связи.
Кстати, успех упомянутого в комментариях Г.В.Егорова (Царство небесное, вечная память!) как раз и заключается в том, что он тщательно изучал, что происходит на этапе эксплуатации проектируемых судов и анализировал накопленный опыт посредством постоянной обратной связи с «юридически не определенными»)) владельцами. А также прогнозировал на базе своих знаний и опыта.
Резюме:
1.Без знания аспектов коммерческой и технической эксплуатации и технологии работы (перевозок, промысла и т.д.) судов нельзя их хорошо спроектировать и построить.
2.Без понимания цикличности и факторов изменений фрахтового рынка нельзя заблаговременно определить будущую потребность в конкретных судах на конкретный период и своевременно подготовиться к их производству.
А указанным темам студентов кто-то учит? В каком объеме? Суда в эксплуатации как 40 лет назад не видели, так и не видят?
Или эти темы пусть изучают в ВУЗах которые готовят эксплуатантов, а студенты корабелки пусть «изучают цифру» для создания непонятно чего?
В заключение (просили конкретные предложения кроме сплошной критики):
В случае заинтересованности со стороны ВУЗа, я готов обсудить возможность посещения наших судов, во время их заходов в СПб, малыми группами студентов, в обмен на возможность обращаться в СПБГМТУ за необходимыми судостроительными расчетами (если в них возникнет необходимость) для судов и ССЗ.
При посещении судов специалисты технической службы и экипаж расскажут об особенностях эксплуатации судов, ошибках допущенных при проектировании и косяках при постройке.
Насколько я понял, сотрудники Корабела.ру такой экскурсией остались довольны)))
Такое "внебюджетное" сотрудничество может интересовать?
Жаль, что Андрей Витальевич закончил дискуссию и ушел работать… Успехов ему!
А достаточна ли квалификация ваших технических специалистов и экипажей ,смогут ли они сделать хороший грамотный анализ по технической эффективности судна , будут ли экипажи судов с желанием и грамотно ,обьективно рассказывать о своем судне ,к этому надо готовиться , идея нулевая .
Куда меня не приглашаете? Вас уже пригласили ? если я пишу в своем сообщении ,что идея нулевая и бесполезная , зачем мне этим заниматься ,где нормальный конструктивный диалог ,где логика в переписке .
Уважаемый Вадим Александрович!
Мы вас никуда не приглашаем). И если вы пишете в своем сообщении ,что идея нулевая и бесполезная, мы не знаем зачем вам этим заниматься))).
Наша же организация осуществляет взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями в рамках существующих с ними отношений и открыта для обсуждения вопросов возможного сотрудничества. С СПБГМТУ в том числе.
Бизнес-процессы в судостроении- это хорошо. Студенты должны иметь о них какое-то представление. Но представьте себе конструктора велосипеда, который никогда не сидел на его седле. У сожалению, современный студент не имеет ни малейшего представления о процессах технического и коммерческого использования судов. Проще говоря, что происходит с судном в процессе эксплуатации. Хотя в свое время, уже в начале 2000-х годов, такая дисциплина была в учебном плане Корфака. Даже учебное пособие было издано, как в преамбуле в нем сказано "для частичной компенсации утраченных плавательных практик".
Полностью согласен с тем, что современный студент Корабелки не имеет ни малейшего представления о процессах технического и коммерческого использования судов. Уже в 80-х годах на Машфаке не было таких дисциплин. Хотя студенты этого хотели бы.
К большому сожалению, сейчас и выпускники ГУМРФ им. С.О.Макарова не знают, что что происходит с судном в процессе эксплуатации.
Печалька! Хоть Клубы юных моряков открывай на Лоцманской ул. и на Косой линии, раз деканы и ректоры сами "не догоняют" простых вещей)))
Может быть редакция Корабела откроет серию семинаров для молодых корабелов на которые пригласит эксплуатационников?
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+