устройство для постоянного или временного соединения 2 валов, передающее крутящий момент без изменения его величины и направления. М. применяются как элементы главных судовых передач, валопроводов, а также для присоединения вспомогательных механизмов к их приводам. Различают М. соединительные (не требующие в эксплуатации рассоединения) и соединительно-рассоединительные, обеспечивающее соединение и рассоединение валов. Соединительные М. могут быть неподвижные (поперечно-свертные и продольно-свертные) и подвижные - жесткие (зубчатые), полужесткие (карданные), упругие (с резиновыми элементами) и упругодемпфирующие (резинокордные), которые применяются с целью упрощения монтажных и ремонтных работ в судовых условиях. При этом подвижные М. компенсируют изломы и смещения валов, гасят вибрации и могут предотвращать распространение крутильных колебаний. К соединительно-рассоединительным М., передающим крутящий момент без скольжения (с постоянным передаточным отношением i=l), относятся кулачковые, зубчатые, фрикционные и шинно-пневмонические М., а со скольжением (передаточное отношение переменное) - гидродинамические, электромагнитные и электродинамические. М. могут быть управляемыми и самоуправляемыми. Последние включаются и выключаются самостоятельно в зависимости от режима работы (например, обгонная муфта, передающая крутящий момент только при одном направлении вращения ведущего вала относительно ведомого и проворачивающаяся при обратном его вращении). Такие М. предохраняют от неправильного включения и широко применяются в многомашинных и комбинированных установках. К М. главных судовых передач предъявляется требование соединяться и рассоединяться на любых режимах работы, что обеспечивает возможность подключения неработающих двигателей к работающим (в многомашинном варианте) без предварительного снижения скорости судна. В зубчатых и кулачковых муфтах это достигается введением промежуточного фрикционного соединения (сначала входят в зацепление фрикционные конусы, рассчитанные на передачу неполного момента, а затем осуществляется зубчатое соединение).
Муфта судовая - уст-во для постоянного или врем. соед. 2 валов, передающее крутящий момент без изменения его величины и направления.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+