финансовое обеспечение страховщиком риска возможных убытков в имуществе страхователя от определенных причин, связанных с торговым мореплаванием. Сущность М.С. заключается в разложении возможных убытков одного лица среди большого числа других лиц путем образования специального централизованного денежного фонда, находящегося в ведении страховщика и создаваемого за счет взносов страхователей. Предметом М.С. может быть всякий связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, т. е. имущественное право, которое страхователь или лицо, в чью пользу установлено страхование, желает сохранить (например, право собственности на судно, контейнеры, груз и т. д.) или рассчитывает приобрести (например, фрахт за перевозку груза), либо нежелательную имущественную обязанность (например, ответственность морского перевозчика за несохранность груза), которую в случае ее возникновения он хотел бы переложить на страховщика. Страховой интерес в отношении судна принадлежит его собственнику. Судовладелец, не являющийся собственником (например, фрахтователь судна по договору тайм- или бербоут-чартера), приобретает интерес в страховании судна, если он по условиям договора принимает на себя риск случайной гибели судна, что связано с возможным возникновением нежелательной имущественной обязанности по оплате фрахтовщику стоимости судна в случае его гибели. В капиталистических странах суда могут оказаться объектом залога; тогда страховой интерес в судне (в сумме залога) возникает у залогодателя. Обладателем страхового интереса в отношении строящегося судна является судостроительная организация, на которую возлагается риск случайной гибели судна до передачи его заказчику. В страховании контейнеров заинтересован их собственник или арендатор, если по договору аренды на него переносится риск случайной гибели контейнера. Страховой интерес в отношении груза принадлежит его собственнику или лицам, в пользу которых установлено залоговое право на груз (например, банк, предоставивший ссуду для оплаты товаров под залог последних; перевозчик, который может не выдавать груза до внесения причитающихся ему платежей или предоставления обеспечения). Покупатель груза становится обладателем страхового интереса с момента перехода к нему права собственности на груз. Фрахт может быть застрахован как судо -, так и грузовладельцем в зависимости от того, кто из них несет риск по фрахту, что определяется условиями его оплаты. Если плата вносится до начала перевозки и не подлежит возврату даже в случае гибели судна и груза, то фрахт находится на риске грузовладельца. Фрахт, подлежащий оплате после доставки груза, находится на риске судовладельца. Страховое возмещение выплачивается при наступлении страхового случая, то есть при возникновении убытков от случайностей и опасностей, предусмотренных условиями страхования (страхование рисков). К страховым рискам относятся факторы, создающие возможность убытков, но вместе с тем не влекущие их неизбежность. Неизбежные убытки, обусловленные, например, свойствами застрахованного имущества (естественной убылью, обычным износом и т. п.), не возмещаются. Факторы, обусловливающие повышенную опасность наступления убытков (например, военный риск), могут быть застрахованы на особых условиях. Основными формами М.С. являются договор морского страхования, известный с XIII в., и взаимное страхование судовладельцев, получившее распространение с середины XIX в. По договору страхования судна на страхование принимаются суда с их машинами, оборудованием и такелажем, а также фрахт, находящийся на риске судовладельца, расходы по снаряжению судна и другие затраты, связанные с его эксплуатацией. Существует несколько разновидностей стандартных условий страхования судов в зависимости от круга страховых рисков. Судно может быть застраховано на рейс и на срок. По советскому законодательству при страховании на рейс ответственность страховщика (если в договоре не обусловлено иное) начинается с момента отдачи швартовов или снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовки или постановки на якорь в порту назначения. При страховании на срок начало и конец ответственности страховщика приурочиваются к определенному дню и часу. Если в момент истечения срока страхования судно находится в плавании или в порту убежища или захода или терпит бедствие, договор считается продленным до прибытия судна в порт назначения, а страховщику причитается премия, пропорциональная сроку продления страхования. По договору страхования груза наряду с грузом могут быть застрахованы ожидаемая прибыль, комиссионное вознаграждение, фрахт, находящийся на риске грузовладельца, и другие расходы, связанные с перевозкой груза. Применяется несколько вариантов стандартных условий страхования грузов в зависимости от круга страховых рисков. Ответственность страховщика начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки и перевалки, а также хранение на промежуточных складах, до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой склад в пункты назначения, указанные в страховом полисе, но не более 60 дней после разгрузки судна в конечном порту. При отчуждении застрахованного груза страхование сохраняет силу, и на приобретателя груза переходят все права и обязанности страхователя. В порядке взаимного страхования судовладельцы защищают себя от рисков, которые в силу сложившейся на международном морском страховом рынке исторической традиции обычно не возмещаются по договору морского страхования. Таковы разнообразные виды ответственности судовладельцев за личный и имущественный вред, причиненный в связи с эксплуатацией судов, за смерть или нанесение ущерба здоровью членов экипажа, пассажиров и других лиц (например, стивидоров), несохранность груза, загрязнение окружающей среды нефтью или другими веществами, столкновение судов (в части, не выполняемой условиями страхового судна), удаление остатков кораблекрушения и т. д. Организационные формы взаимного страхования - ассоциации или так называемые клубы защиты и возмещения, объединяющие судовладельцев и построенные по кооперативному принципу. Финансовую базу клубов составляют взимаемые с членов авансовые, дополнительные и некоторые другие взносы (см. также Страховые организации).
Морское страхование - отрасль страхования, охватывающая виды страхования, где в качестве объекта выступают имущественные интересы, связанные с судами морского и речного флота.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+