МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ

- A +
коммерческие операции, связанные с использованием морских судов: купля-продажа товаров, перевозимых морем (так называемая заморская купля-продажа), фрахтование судов на рейс и на время, морское страхование и т. д. Будучи разновидностью внешней торговли, М.Т. в СССР и других социалистических странах базируется на принципе государственной монополии; ее планируют, регулируют и контролируют соответствующие государственные органы. В СССР к их числу относятся МВТ, ММФ и др. Морем транспортируется свыше 70% внешнеторговых грузов. Поэтому международная торговля тесно связана с морской перевозкой грузов. Товары, циркулирующие на мировом рынке, обычно приобретаются за счет ссуды, предоставляемой банками, которые, обеспечивая свои интересы, требуют, чтобы товар был застрахован. Поэтому М.Т. связана также с морским страхованием товаров на период их перевозки. Основные формы расчетов за товары в М.Т. следующие: 1) документарный аккредитив - соглашение между покупателем и банком, принимающим на себя обязанность произвести (по представлении покупателем определенных документов) платеж продавцу за товары, поставляемые покупателю. Для получения платежа продавец должен предъявить в банк: коносамент или другой документ, подтверждающий отгрузку товара; страховой полис; счет-фактуру, а в необходимых случаях и другие документы (консульскую фактуру, свидетельство о происхождении товара и т. д.); 2) инкассо - соглашение, в соответствии с которым продавец передает обслуживающему его банку документы (те же, что и при документарном аккредитиве), а банк обязуется предъявить их покупателю и выдать после оплаты, сумму которой перечислить продавцу; 3) вексель, может быть простым, переводным и именным. Вопросы М.Т. регулируются универсальными, региональными и двусторонними международными соглашениями. К универсальным соглашениям относятся, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978); к региональным- Соглашение о сотрудничестве в морском торговом судоходстве, заключенное социалистическими странами в Будапеште в 1971 г. На двусторонней основе обычно заключаются договоры о торговле и мореплавании, соглашения торговые, о товарообороте и платежах и др. В области М.Т. действуют некоторые обычаи, т. е. устоявшиеся правила, сложившиеся в ходе длительной коммерческой практики торгового мореплавания, которые формально не закреплены в правовых нормах, но применяются в силу истинной традиции. Сбором и учетом таких обычаев занимаются торговые палаты различных стран и Международная торговая палата (МТП), осуществляющая неофициальную кодификацию торговых обычаев. Например, Варшавско-Оксфордские правила сделок - сиф, представляющие собой свод обычаев, регламентирующих взаимоотношения сторон в заморской купле-продаже (приняты на съезде представителей торговых палат в Варшаве в 1927 г. и дополнены в Оксфорде в 1932 г., применяются по соглашению сторон). МТП в 1936 г. был издан сборник торговых обычаев под названием "Трейд-терлиз", который в 1953 г. был переработан и переиздан; одновременно были опубликованы неоднократно пересматривавшиеся в дальнейшем Правила толкования торговых терминов под названием "Инкотермс", разъясняющие содержание условий различных вариантов договоров международной купли-продажи и применяемые при наличии прямой отсылки к ним в контракте. Важное значение для М.Т. имеют также унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, выпущенные МТП в 1933 г. Они пересматривались и переиздавались в 1951 и 1962 гг., а в настоящее время действуют в редакции, принятой в декабре 1974 г.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Морская торговля" в Морской энциклопедии
  2. Значение термина "Морская торговля" в словаре Акад емик
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +