пла-вающая самоходная модель судна (корабля) определенного масштаба, с максимальной деталировкой на палубах, надстрой-ках, мостиках, снабженная механическим двигателем для движения по воде с масштабной или максимальной скоростью. М.-К. отно-сятся к группе Е по Классификации моделей кораблей и судов и делятся на следующие классы: ЕН (копии гражданских су-дов), ЕК (копии военных кораблей), ЕЛ (копии подводных лодок) и ЕХ (модели свободной конструкции). Масштаб М.-К. выдерживается в отношении линейных размеров, площадей, главных размерений, коэффициентов полноты, водоизмещения. Габаритная длина М.-К. не должна пре-вышать 2,5 м, кроме моделей, построенных в масштабе 1:100. По внешнему виду, форме, окраске и числу движите-лей модель соответствует натурному судну. На ней дол-жны быть следующие детали: конструктивная ватерлиния, марки углублений, грузовые марки; надстройки, рубки, мостики, палубы, люки, двери, комингсы, леерное ог-раждение, трапы, артиллерийское, торпедное, минное, ракетное, радиолокационное вооружение, средства радиосвязи и приборы управления стрельбой; штурманское вооружение, корабельные огни; судовые устройства (якорное, швартовное, буксирное, шлюпочное, спасательное, грузовое и рулевое); детали судовых систем. М.-К. классов EH, EK, ЕЛ проходят стендовые соревнования, а также соревнования на устойчивость на курсе и удержание масштабной скорости. Для моделей подводных лодок в программу соревнований до-полнительно входят погружение, подводное плавание и всплытие на определенных участках дистанции. Модель класса ЕХ не подлежит стендовой оценке и представляет собой упрощенную модель судна с минимальной проработкой внешнего вида. Ширина этой модели должна составлять не менее '/ю ее длины. На ней разрешается устанавливать не более 2 рулей и 2 стабилизаторов. Модели класса ЕХ соревнуются на устойчивость на курсе и движение с максимальной скоростью. М.-К. снабжается механическим двигателем любого типа (паровая машина, ДВС или электродвига-тель). В некоторых случаях, специально оговоренных Положением о соревнованиях по судомоделизму, на М.-К. устанавливается резиномотор (см. Двигатели моделей судов). Существенные конструктивные отличия от натурного судна в М.-К. имеет система двигатель — передача — движитель. Обычно она включает элек-тродвигатель постоянного тока напряжением от 3 до 42 В и мощностью от 3 до 150 Вт (в зависимости от размеров модели) и зубчатый редуктор, понижающий частоту вращения двигателя и передающий крутящий момент через гребные валы на гребные винты (см. Движители). Питание электродвигателей в М.-К. осуществляется различными гальваническими элементами, батареями или акку-муляторами напряжением не более 42 В. На моде-лях класса ЕК, ЕН и ЕХ не разрешается устанавливать устройства, автоматически удерживающие их на курсе. На моделях группы Е устанавливаются, как правило, реле времени любого типа, выключающие двигатель после прохождения финишного створа. На моделях подводных лодок класса ЕЛ, выполняющих сложную программу (старт в надводном положении, погружение и всплытие в заданных квадратах, прохождение дистанции в подводном положении и финиш в надводном), разрешено устанавли-вать различные программные механизмы и автоматы курса.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+