русская подводная лодка, на которой впервые в мире были применены реверсивные дизели, позволившие упростить энергетическую установку и улучшить маневренные качества лодки. Спроектирована и построена в 1909 г. на Балтийском заводе в Петербурге под руководством выдающегося кораблестроителя И. Г. Бубнова. Реверсивные двигатели для "М." спроектировал и изготовил завод "Людвиг Нобель" в Петербурге (ныне завод "Русский дизель"). "М." принимала участие в боевых действиях 1-й мировой войны в составе Балтийского флота. Осенью 1917 г. "М." поставили на капитальный ремонт в Петрограде, в 1918 г. срочно восстановили и отправили по железной дороге в Саратов, а оттуда по Волге отбуксировали в Астрахань, где она вошла в состав Астрахано-Каспийской флотилии и участвовала в боях с белогвардейцами и иностранными интервентами. После Гражданской войны исключена из состава ВМФ как устаревшая. Водоизмещение 117/142 т, скорость 11/4,5 уз. Вооружение: 2 торпедных аппарата и 1 37-мм пушка.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+