методы, используемые для определения основных элементов проектируемых судов, а также для решения ряда других задач, предусматриваемых теорией проектирования судов: разработки задания на проектирование судна; построения теоретического чертежа; разработки чертежей общего расположения; координации работ на всех стадиях проектирования судов и др. Наиболее общие М.П.С. - метод последовательных приближений в определении всех характеристик судна, используемый для выработки технических решений и метод оптимизации этих характеристик, позволяющий найти наилучшие по технико-экономическим критериям решения из числа возможных. Метод последовательных приближений заключается в последовательном расчете одних и тех же характеристик проектируемого судна по все более точным и учитывающим все большее число факторов формулам и расчетным процедурам. Например, первоначально для определения водоизмещения судна по уравнению масс мощность ЭУ рассчитывают обычно по формуле адмиралтейских коэффициентов. Затем, когда главные размерения и коэффициент формы в первом приближении определены, мощность может быть рассчитана по результатам модельных испытаний в бассейне. Использование метода последовательных приближений обусловлено нехваткой информации на начальных стадиях проектирования. При реализации этого метода используют частные методы проектирования судов, пересчет технических характеристик судна по прототипу, эмпирической формулы, графические и аналитические способы построения теоретического чертежа, методы прорисовок для разработки чертежей и др. При проектировании с помощью ЭВМ метод последовательных приближений реализуется с использованием математической модели проектирования судна. Оптимизация характеристик проектируемого судна основана на сопоставлении разных вариантов одного проекта по какому-либо критерию эффективности, например, по приведенным затратам. Наиболее характерен метод вариаций, при котором в рамках одного задания на проектирование рассчитывают сопоставляемые характеристики для судов с систематически изменяемыми главными размерениями (или их соотношениями) и коэффициент формы корпуса. Теория проектирования судов наряду с собственными методами широко использует методы других наук. Так, при разработке задания на проектирование пользуются методами теории игр, теории массового обслуживания, экономического и военно-экономического анализа. Для составления эмпирических формул применяют методы математической статистики. Координацию работ по созданию проекта судна можно выполнять с помощью некоторых формальных методов теории сложных систем. Для оптимизации характеристик судов с использованием ЭВМ употребляют методы математического программирования. На всех этапах проектирования судна при проверочных расчетах применяют методы теории корабля и строительной механики.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+