Происхождение: от греч. meta - через и лат. centrum-средоточие, центр
центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины С в процессе наклонения судна. Если наклонение происходит в поперечной плоскости (крен), М. называют поперечным, или малым, при наклонении в продольной плоскости (дифферент) - продольным, или большим. Соответственно различают поперечный (малый) г и продольный (большой) R метацентрические радиусы, представляющие собой радиусы кривизны траектории С при крене и дифференте. Возвышения над ОП М. поперечного ZM и продольного z^ определяются выражениями ZM=zc--r', Zje = zc--R, где zc-аппликата центра величины судна. Поперечный метацентрический радиус пропорционален отношению В2/Т, а продольный отношению L'*/T, поэтому для надводного неповрежденного судна всегда справедливо соотношение R^S>r (см. Метацентрическая высота, Остойчивость судна).
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+