технические материалы, показатели свойств которых отвечают требованиям классификационных норм и правил к материалам для строительства судов или требованиям норм и стандартов (ТУ, ОСТ, ГОСТ) к материалам, используемым в технологических процессах постройки судов. Соответственно различают основные Материалы Судостроительные (Материалы Судостроительные корабля, конструктивные), учитываемые в ведомостях нагрузки масс судна как входящие в его массу, и вспомогательные Материалы Судостроительные(Материалы Судостроительные верфи, технологические), необходимые для обеспечения производственной деятельности, но не увеличивающие спусковую массу судна. Общие требования к Материалам Судостроительным: функциональное соответствие (прочность, стойкость к рабочей среде, долговечность, безопасность и безвредность, совместимость с другими Материалами Судостроительными; доступность (приемлемая стоимость, возможность своевременного получения в нужных количествах); технологичность (пригодность к переработке в детали и изделия типовыми методами на стандартном оборудовании). Основные пути совершенствования: постепенный переход от природных (древесина, растительные волокна) к искусственным (металлы и сплавы, бетон, минеральные композиты), а затем к синтетическим Материалам Судостроительным (полимеры и композиты на их основе); замена горючих Материалов Судостроительных (ткани, масляные краски, древесина, пробка, войлок) негорючими (металлопласт, асбосилит, стеклоткани, пеностекло); замена дорогих и дефицитных (кожа, цветные металлы и сплавы, высоколегированная сталь, органические растворители) более дешевыми и доступными (биметалл, нетканые материалы, композитные ткани, водные составы); переход от менее технологичных (высыхающие краски, засыпная теплоизоляция, спусковые насалки) к более технологичным (термопластичные краски, щитовая изоляция, спусковые щиты из пластмасс), от универсальных (углеродистая сталь) к специализированным (низколегированная корпусная сталь целевых марок). Единая классификация Материалов Судостроительных отсутствует. Различают следующие 8 групп Материалов Судостроительных. Конструкционные Материалы Судостроительные: сталь - углеродистая (С, ВСтЗсп), низко- и среднелегированная (09Г2, 09Г2С, ЮХСНД, 10Г2С1Д, 10Г2С1ДМ), высоколегированная (Х19Н10Т), двухслойная (КД, КД-1, КД-4); алюминиевые сплавы (АМг-5, АМг-61, АМг-61Н); сплавы титана (группа ВТ); бетон и железобетон; древесина; композитные материалы на полимерной основе (стеклопластик, углепластик). Категории толстолистовой стали нормальной прочности (по требованиям Регистра СССР): А (4-60 мм), В (5-30 мм), D (4-40 мм), Е (4 - 40 мм). Для всех категорий ов = 400-=-490 МПа, от> 235 МПа, 65<22 %; при О °С у категорий В, D, Е а">27 Дж. Толстолистовая сталь (4-50 мм) повышенной прочности по требованиям Регистра СССР разделяется на категории: А32, D32, Е32, А36, D36, Н36, D40, Е40. Для категорий 32: <тв = 470 4-590 МПа, ат>310 МПа, 65>25%, при 0°С а">31 Дж; для категорий 36: ав = 490ч-620 МПа, ат>350 МПа, б5>25%, при 0°С а">34 Дж; для категорий 40: пв = 530ч-690 МПа, ст">390 МПа, 65>25%, при 0°С а">36 Дж. Материалы Судостроительные для отделки и оборудования судовых помещений, обеспечивающие комфортные условия обитаемости, безопасность людей на судах; теплоизоляционные, огнепреграждающие, противопожарные, вибро- и звукоизолирующие (или поглощающие), декоративно-отделочные, палубных покрытий, гидрозащитные, светотехнические. Основные Материалы Судостроительные этой группы: минеральные волокна (стеклянное, базальтовое, каолиновое, асбестовое, кварцевое) и изделия из них (пряжа, холсты, маты, ткани, бумага, картон); асбоцементные композиции (асбосилит); ткани (органические огнезащищенные, минеральные); полимеры (оргстекло, поликарбонат, полиамиды, полистирол, полиолефины и др.); резина, резинотканевые изделия, линолеум, релин; стекло и ситаллы; полимерные клеи, пропитки и герметики. Основной ассортимент - штучные (листовые, блочные, щитовые) и непрерывные (рулонные) заготовки и материалы. Материалы Судостроительные для судовых устройств и оборудования (якорного, рулевого, швартового, буксировочного и др.). Основные Материалы Судостроительные этой группы: чугун (серый, ковкий, антифрикционный, высокопрочный), сталь углеродистая (обычного качества, качественная, конструкционная), низко- и средне-легированная (типов X, ХМ, ХМА, ХН, ХНА и др.), отдельные медные и алюминиевые сплавы. Ассортимент - отливки, поковки, сортовой прокат, литосварные и штампосварные детали. Материалы Судостроительные для судовых систем и трубопроводов (питательной воды, сжатого воздуха, топлива, смазки, вентиляции, жидких грузов, балластной, осушительной и др.), а также судовой арматуры и насосов. Сюда входят: сталь углеродистая (Ст. 3, 10, 20); сталь низко- и среднелегированная (09Г2С, 12МХ, 15ХМ, Х18Н12Т); медь и медные сплавы; алюминий и его сплавы; полимеры (термопласты и реактопласты), композиты на полимерной основе, специальные сплавы. Ассортимент - трубы, фасонные отливки, поковки и штамповки, листовой и фасонный прокат. Материалы Судостроительные судовой электротехники, автоматики и связи - преимущественно проводниковые (медь, алюминий), изолирующие (диэлектрические) в широком ассортименте, магнитные, керамика, прецизионные сплавы, композитные на полимерной или минеральной основе. Ассортимент - кабель, проволока, фасонный и листовой прокат, формованные детали и изделия. Материалы Судостроительные для механического и энергетического оборудования (движительного комплекса, в том числе валов и винтов, ЭУ, механизмов, котлов, теплообменных аппаратов, баллонов сжатых газов). К ним относятся: среднеуглеродистая низко- и среднелегированная сталь для деталей и узлов паровых турбин (валов, роторов, дисков, лопаток, диафрагм, крепежа); высоколегированная сталь и сплавы на нежелезной основе для деталей ГТУ; углеродистые и легированные стали и специальные сплавы для контуров АЭУ; стали и цветные сплавы для гребных винтов, антифрикционные сплавы, припои и т. д. Ассортимент - отливки, поковки, листовой и фасонный прокат. Материалы Судостроительные для защиты судов от воздействий внешней среды - противокоррозионные, противообрастающие, антистатические, тепловой защиты и т. д. В основном используются в виде покрытий. Преобладают составы на полимерной основе - шпатлевки, грунтовки, модификаторы ржавчины, краски, эмали, лаки, спецпокрытия, а также металлические и неметаллические материалы устройств протекторной и катодной защиты. Ассортимент - жидкие, пастообразные, порошковые, листовые (пленочные) Материалы Судостроительные. Технологические Материалы Судостроительные для очистки заготовок и конструкций, для смазки, сварки, литья, нагрева, склеивания, контроля качества, термообработки, спуска судов и прочих операций, проводимых на заводе-строителе. Ассортимент - абразивные и металлические гранулы (зерна, порошки, дробь) для механической очистки металла; органические растворители и различные неорганические соединения, а также поверхностно-активные вещества в составах для очистки; смазочно-охлаждающие жидкости и технологические смазки для обработки резанием и давлением; флюсы, обмазки, присадки, защитные и горючие газы для сварочных работ; формовочно-шихтовые Материалы Судостроительные; консервационные смазки и грунтовки для временной защиты от коррозии; клеи силовые (конструкционные), герметики, в том числе анаэробные; пенофиксирующие составы для испытаний на непроницаемость; иониты для водоочистки, спусковые насалки. Этот ассортимент соответствует тем формам, в которых продукты поставляются промышленностью или применяются в технологических операциях.
Материалы судостроительные- это материалы,которые используются при постройке судов.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+