ЛАДЬЯ

- A +
лодья, парусно-гребное судно восточных славян VI—XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и весла в один ряд. Строилась Ладья по той же технологии, что и челны. По конструкции Ладьи первоначально однодеревки, а с X в.— набойные суда. Легкость и малая осадка Ладьи позволяли киевским дружинам проходить пороги в устье Днепра и совершать походы по Черному, Азовс-кому и Каспийскому морям, перетаскивая Л. волоком из Дона в Волгу и обратно. В 907 году князь Олег с дружиной совершил поход на многих Ладьях и челнах в Константинополь (Царьград) и завоевал его. В XII в. появились палубные Ладьи, на которых гребцы располагались в трюме, а воины на дощатой палубе. На одинаково заостренных оконечностях имелось по рулевому веслу (потеси), что позволяло, не разворачивая Ладью, менять направление движения. В древнем Новгороде, выделившемся к XII в. из состава Киевской Руси и завязавшем оживленную морскую торговлю с прибалтийскими странами и Востоком, а затем и у поморов — северных славян, заселивших побережье Белого (тогда Мурманского) моря, появляется так называемая морская, или заморская, Ладья, предназначенная для дальних плаваний „за моря" и зверобойного промысла. Это уже полностью наборное плоскодонное судно с транцевой кормой и навесным рулем. В XIII-XIV вв. длина этой Ладьи достигала 18 — 25 м, ширина 5—8 м, высота борта 2,5—3,5 м, осадка 1,2—2,7 м, грузоподъемность 130-200 т. Корпус разделялся переборками на 3 отсека с люками в палубе. В носовом отсеке размещалась команда (25—30 человек) и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в кормовом находился рулевой или капитан (кормщик), в середине грузовой трюм. Имела бушприт и 3 мачты: первые 2 с прямыми рейковыми парусами, последняя с гафельиым. Площадь парусов достигала 460 м?, что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. Набор крепили нагелями или гвоздями и обшивали досками вгладь. Щели конопатили мхом и смолили. Два якоря поднимались обычным воротом. В XVI в. грузоподъемность поморской Ладьи достигла 300 т. Позднее этот тип судна распространился в Сибири и на Дальнем Востоке. В начале XVIII в. на Ладье „Восток" первом морском судне, построенном на Дальнем Востоке, русские геодезисты (И. М. Еврсинов и др.) совершили плавание на Камчатку и Курильские острова.
ЛАЗ, вырез овальной или круглой формы без закрытия в сплошных и облегченных флорах, днищевых стрингерах. Служит для проникновения людей через конструкцию листовых балок, расположенных внутри цистерн, отсеков, танков. Минимальный размер овальной Ладьи 400X450 мм, круглой— 450 мм, а максимальный не более половины высоты днищевой балки. Ладьи ослабляют конструкцию и потому не допускаются в наиболее нагруженных связях — в средней части вертикального киля.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Значение "Ладья" в свободной энциклопедии Википедия
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +