КАРАВЕЛЛЫ КОЛУМБА

- A +
суда, на которых испанский мореплаватель X. Колумб совершал свои экспедиции в поисках зап. пути в Индию, первые европейские корабли, достигшие Центральной Америки. Каравеллы Колумба представляли собой высокобортные 3-мачтовые парусные суда с одной палубой и надстройками в носу и корме. Они были более мореходными и приспособленными к дальним плаваниям, чем средневековые европейские суда постройки XIII—XIV вв. В 1-й экспедиции Колумба (1492—1493) участвовали 3 судна („Санта-Мария", „Нинья", „Пинта"), эпипаж которых составлял 90 человек Флагманским кораблем являлась большая каравелла — нао (большой корабль) „Санта-Мария" водоизмещением около 120 т. Не сохранилось ни чертежей, ни рисунков „Санта-Марии". Вероятно, ее длина была 22— 24 м, ширина около 7,3—8 м, глубина трюма — около 3 м. В кормомой части находилась двухъярусная надстройка с каютами, на баке — треугольная платформа. Парусное вооружение состояло из прямого паруса на фок-мачте, большого прямого грита и над ним прямого трапециевидного грот-марселя на грот-мачте, косого паруса на бизани и блинда на удли-ненном бушприте. Вооружение „Санта-Марии" вклю-чало 4 20-фунтовых, 6 12-, 8 6-фунтовых и более мелкие пушки, стрелявшие каменными ядрами. В кон-це экспедиции „Санта-Мария" потерпела аварию у бе-регов открытого Колумбом о-ва Гаити, сев на риф. Ее частично разобрали, а дерево использовали для строительства на берегу крепости. Колумб перешел на „Нинью" и вместе с „Пинтой" отплыл в Испанию. Каравелла „Пинта" водоизмещением 70—90 т имела на фок-и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани — косой. У малой каравеллы „Нинья" водоизмещением 40—60 т на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских о-вах для проведения ремонтных работ, и на „Нинье" косые паруса были заменены на такие же, как на „Пинте". Назв. „Нинья" (от исп. „детка"), видимо, прозвище каравеллы, ее настоящее назв.— „Санта-Клара". Это было любимое судно Колумба, единственное, которое участвовало в первых 2 его экспедициях, а затем еще раз, в 1499 г., ходило на о-в Гаити, не находясь в составе эскадры. Во время 2-й экспедиции (1493—1496) Колумб пошел на 3. во главе эскадры из 17 судов того же типа, что и суда 1-й экспедиции. На борту находились около 1,5 тыс. матросов, солдат и колонистов. Самым крупным судном в эскадре была нов. „Санта-Мария". Колумб возвратился в Испанию в 1496 г. на 2 судах — „Нинья" и „Индия". В 3-м плавании Колумба (1498—1500) участвовало 6 судов, экипаж которых составил 300 чел. В последнее, 4-е, плавание в Америку Колумб вышел на 4 судах с экипажем 150 человек в апреле 1502 г. В этой экспедиции он потерял все суда, год прожил на Ямайке и только в нояб. 1504 г. на одном корабле прибыл в Испанию. В кон. XIX — нач. XX в. были построены 3 копии „Санта-Марии" в натуральную величину. „Санта-Марию И" сделали в Кадисе в 1892 г. в ознаменование 400-летия первого плавания Колумба в Америку. Это судно пересекло Атлантич. ок., побывало на Багамских о-вах, посетило Нью-Йорк и экспонировалось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. „Санта-Мария III" была построена также в Кадисе для исп.-амер. выставки в Севилье (Испания). Третью копию легендарного корабля соорудили в 1951 г. в Валенсии для съемок кинофильма „Рассказ об Америке". Сейчас это судно-музей в г. Барселоне (Испания).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Каравеллы Колумба
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +