Часть воздушной оболочки Земли, расположенная над океанами. Газовый состав и строение атмосферы одинаковы на всей Земле. Однако тепло и влагообмен над океанами имеет специфику, что сказывается на временном ходе и пространственном распределении таких элементов и явлений погоды, представляющих интерес для мореплавателей, как температуpa, влажность и давление воздуха, ветер, осадки, облачность, туманы, грозы и др. Вследствие большой "тепловой инерции" морских вод возникающие над океанами циклоны и антициклоны отличаются высокой пространственной и временной повторяемостью. Поэтому отдельные участки Атмосферы над океанами приобретают характер климатических центров действия. Таковы субтропические антициклоны — Азорский, Гавайский, Южно-Атлантический, Южно-Индоокеанский и Южно-Тихоокеанский, и климатические области понижения давления — Исландский и Алеутский минимумы, экваториальная ложбина и зона приантарктической депрессии. Над сушей центры действия Атмосферы являются сезонными образованиями, меняющими свой знак в течении года; таков, например, летний циклон — зимний антициклон в центре Азиатского материка. Знание характера климатических центров действия полезно для судоводителя, т. к. позволяет ему ожидать в соответствующем районе плавания не любую, а более или менее определенную среднюю многолетнюю погоду и, кроме того, грамотно объяснять фактическую и предвидеть будущую погоду. Подобная "синоптическая значимость" центров действия атмосферы проявляется например, в существовании системы пассатов, зон западных ветров, азиатского муссона, областей летних туманов и ряда других особых районов с характерной погодой. Благодаря развитию техники крупные трансокеанские суда приблизились к идеалу всепогодности. Тем не менее показатели их деятельности (время в пути, сохранность груза и даже самого судна, жизни его экипажа) во многом зависят от состояния атмосферы над океаном. Исключительно велико значение ветра и волнения на маршруте, особенно в экстремальных условиях тропических циклонов и глубоких внетропических циклонов. Чтобы избежать опасной встречи с этими атм. возмущениями, нужно уметь предвидеть их эволюцию и движение на основе анализа синоптических карт (см. Маневрирование). Не менее важен учет условий при планировании дальних перевозок ценных грузов с пересечением нескольких климатических зон в океане. Здесь начинают играть роль такие, казалось бы, безразличные для навигации характеристики, как температура и влажность воздуха над океанами, от которых часто зависит качество груза. Туманы сильно осложняют навигацию и нередко приводят к столкновению судов, даже оснащенных радиолокаторами. Точные гидрометеорологические прогнозы позволяют повысить экономическую эффективность морских перевозок и обеспечить хорошую сохранность грузов, что становится уже не делом случая, а зависит от выбора наивыгоднейшего пути и оперативной его корректировки с учетом погодных условий на маршруте. Известный интерес представляет климатическое районирование Мирового океана по метеоролог, условиям плавания.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Атмосфера над океанами - часть воздушной оболочки Земли, расположенная над океанами. Газовый состав и строение атмосферы одинаковы на всей Земле.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+