1. Мера безопасности судна против опрокидывания при действии кренящих моментов. При статическом действии кренящего момента 3апас Остойчивости выражается отношением ординаты, соответствующем максимуму диаграммы статической остойчивости, к ординате, равной плечу кренящего момента. При динамическом действии кренящего момента 3апас Остойчивости определяется работой, которую требуется совершить для того, чтобы накрененное судно довести до опрокидывания (смотри Диаграммы остойчивости судна).
2. Резерв начальной остойчивости, вводимый при проектировании судна путем завышения расчетного положения центра тяжести (ЦТ) судна (уменьшения метацентрической высоты), для чего ЦТ запаса водоизмещения принимают достаточно высоким — на уровне верхней палубы или нескольких выше при наличии развитых надстроек и рубок. Запас остойчивости необходим для компенсации погрешностей в определении положения ЦТ составляющих нагрузки масс судна, а также отрицательного влияния на остойчивость перегрузки в высокорасположенных частях или перераспределения масс судна по высоте, возможных при его проектировании и постройке.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Запас остойчивости судна-мера безопасности судна против опрокидывания при действии кренящих моментов.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+