плоскодонное палубное судно, использовавшееся главным образом для транспортных целей на большинстве рек России. Длина 15 — 25 м, ширина 4 — 6,5 м, высота борта 0,8 — 1,5 м, осадка до 1,2 м, грузоподъемность 30 — 80 т. Передвигались Дощаники под прямым или косым рейковым парусом, на веслах или буксировались. Впервые появились в древнем Новгороде в XII — XIV вв. Строи-лись полностью из досок и не имели обычной для того времени выдолбленной из дерева основы. Позднее этот тип судов распространился на Урале и в Сибири. При Петре I Дощаники длиной 15 м и вместимостью 50 человек использовались как десантные суда в составе Азовского флота. В устьях рек и мелководных портах применялись т. н. догрузные Дощаники, предназначенные для погрузки или разгрузки больших судов, стоящих на рейде. Их длина составляла 12 — 15 м, осадка 0,7 — 1,1 м, грузоподъемность 32 — 48 т. Приводились в движение парусами, веслами или шестами. На Юго-Западе России, на причерноморских реках, был распространен т. н. казачий Дощаник. Он имел штевни со значительным наклоном наружу. Оборудовался каютами в корме (нора) и носу (кичка). Средняя часть корпуса предназначалась для грузов и невзыскательных пассажиров. Оснащался съемной мачтой с рейковым парусом, 4 — 6 гребными веслами и одним рулевым. Экипаж 2 — 4 человека.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Определение слова "Дощаник" в свободной энциклопедии Википедия
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Дощаник-плоскодонное палубное судно, использовавшееся главным образом для транспортных целей на большинстве рек России.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+