ДАМБА морская

- A +
Происхождение: от гол. dam
гидротехническое сооружение для защиты морских прибрежных низменностей от затопления (напорные дамбы), для ограждения подходных каналов порта с целью улучшения условий судоходства и для защиты акваторий портов и аванпортов от воздействия волн, льда и наносов (безнапорные дамбы — молы и волноломы). Безнапорные дамбы могут быть незатопляемыми и затопляемыми при колебаниях уровня воды. Напорные дамбы могут быть оборудованы судопропускными и водопропускными сооружениями. По конструктивным признакам и характеру работы сооружения различают дамбы вертикального или откосного профиля. Дамбы вертикального профиля выполняются из бетонных блоков различной формы, из массивов-гигантов, деревянных ряжей и в виде свайных сооружений из железобетонных свай-оболочек. Дамбы откосного профиля имеют в поперечном сечении трапецеидальную форму. По способам возведения различают насыпные дамбы откосного профиля, сооружаемые сухой отсыпкой грунта с искусственным уплотнением, а также без уплотнения (с отсыпкой грунта в воду), намывные, возведение которых (намыв тела дамб) осуществляется способом гидромеханизации с помощью землесосных снарядов, и комбинируемые, выполняемые в виде двух параллельных гряд из каменной наброски, между которыми намывается тело грунтовой дамбы. Для защиты верховых напорных откосов дамбы от действия волн используют каменную наброску, мощение, покрытие их бетонными или железобетонными плитами, бетонными блоками сложной формы.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +