ГАЛЕРА

- A +
Происхождение: итал. galera
военное гребное судно, существовавшее в VII — XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Галеры впервые были созданы в Венеции, их прототипом послужила римская либурна. Имели длину 40 — 60 м, ширину 4 — 7,5 м, осадку до 2 м, 16 — 32 пары весел, которые достигали длины 15 м и были расположены в один ряд; скорость Галеры под веслами доходила до 7 узлов. Галеры строились с вытянутым острым носом, надстройкой в корме и тараном в носу, который с появлением артиллерии перестал быть главным оружием, стал делаться на уровне главной палубы и служить в качестве абордажного мостика для перехода на неприятельские суда и для растяжки парусов. С XIV в. на Галеры вдоль бортов стали размещать продольные брусья для крепления уключин, на этих же брусьях помещался фальшборт. В это же время Галеры снабдили пушечным вооружением (бомбардами, кулевринами, фальконетами и др.). Экипаж Галеры достигал 450 человек, гребцы (по 5 — 9 человек на весло) сидели на скамьях, между которыми был продольный проход. Сначала Галеры управляли с помощью 2 рулевых весел, с конца XIII в. — рулем. В качестве вспомогательного движителя на Галерах использовались косые паруса, ставившиеся на 1 — 2 мачты. Гребцами на Галерах служили невольники, добровольцы-бедняки и каторжники (в старину Галера называлась на Руси каторгой). В России галерный флот, включавший и малые Галеры для действий в шхерах — скампавеи, был создан Петром I и просуществовал до конца XVIII в. Первые 23 русских Галеры были построены в Воронеже с помощью итальянских мастеров в 1696 г. Всего при Петре I было построено 305 Г., из них 203 в Петербурге. В это время существовали так называемые конные Галеры для перевозки лошадей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Определение слова "Галера" в свободной энциклопедии Википедия
  2. Значение слова "Галера" в толковом словаре Даля
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +