системы судовой энергетической установки, обеспечивающие подачу воздуха к судовым механизмам и отвод от них отработавших газов в окружающую среду. Различают системы подачи воздуха для горения топлива, системы сжатого воздуха и газоотвода. Системы подачи воздуха для горения могут непосредственно подводить воздух к механизму или подавать его в машинное отделение (МО). При одинаковой мощности наименьший расход воздуха отмечается у котельных установок, наибольший расход воздуха характерен для газотурбинных двигателей. На единицу сожженного топлива в котельных установках затрачивается 1,03 — 1,25 единицы воздуха, в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) — 1,8 — 3,7, а в газотурбинных двигателях (ГТД) — 4 — 8. Системы газоотвода служат для отвода отработавших газов в атмосферу (в дымовую трубу, в борт выше ватерлинии, в корму) или под воду (только для ДВС, т. к. они сравнительно малочувствительны к колебаниям противодавления). Отвод газов в транцевую доску (в корму) используется на небольших судах с ГТД. Системы газоотвода в общем случае состоят из шахт, трубопроводов, глушителей шума, маслоотделителей, искрогасителей и системы охлаждения. Максимальная скорость газа в системе газоотвода составляет: в котельных установках — 15 м/с, в дизельных — 50 м/с, в газотурбинных — 60 м/с. На морских судах газовыпускные трубопроводы различных механизмов группируются и ограждаются обтекаемым кожухом, образующим общую дымовую трубу, высота которой должна исключать задымляемость судна. Система подачи воздуха для горения топлива в общем случае состоит из трубопроводов с различной формой сечения и воздухоприемных устройств (воздухоприемные шахты, расположенные в надстройке судна, защитные сетки, пыле- и водоочистители, антиобледенительные устройства, глушители шума, вдувные вентиляторы и т. д.). Скорость воздуха в шахтах системы подачи воздуха может достигать 30 м/с. Наиболее высокие требования предъявляются к чистоте воздуха, подаваемого в газотурбинные энергетические установки. В состав системы сжатого воздуха входят компрессоры, масло- и влагоотделители, баллоны для хранения сжатого воздуха, трубопроводы с арматурой, контрольно-измерительные приборы и элементы автоматического регулирования. Различают системы сжатого воздуха низкого (до 1 МПа), среднего (1 — 10 МПа) и высокого (более 10 МПа) давления. Воздух низкого давления используется на хозяйственные нужды, среднего — в основном для пуска и реверсирования ДВС, а высокого — в системе управления (например, ГТД) и др. целей. Для аварийного заполнения баллонов, предназначенного для пуска ДВС, в системе сжатого воздуха предусматривается компрессор с ручным приводом или пуском.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Воздушно-газовые системы-системы судовой энергетической установки, обеспечивающие подачу воздуха к судовым механизмам и отвод от них отработавших газов в окружающую среду.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+