Происхождение: гол. sluis, от лат. exclude — удерживаю, отделяю
гидротехническое сооружение (ГТС), предназначенное для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой. Первые Шлюзы появились в Италии в середине XV в. (чертеж Шлюза имеется в рукописях Леонардо да Винчи, датированных 1497 г.). Шлюзы делятся на морские для морского судоходства и речные (канальные) для внутреннего судоходства. Морские Шлюзы строятся на входах закрытых морских каналов или акваторий приливных портов с целью снижения объема дноуглубительных работ. Основные элементы Шлюза — камера, головы и подходы. В камере находятся суда во время шлюзования, перемещаясь вместе с уровнем воды по вертикали. Камера образуется двумя стенами и днищем. Конструкция ее зависит от геологических условий строительства, габаритов Шлюза, системы наполнения (опорожнения) камеры водой. Днище камеры может быть водопроницаемым или водонепроницаемым. Водопроницаемое днище представляет собой покрытие в виде каменной отмостки или бетонных плит, при этом стены камеры выполняются в виде массивной кладки, уголковых и контрфорсных конструкций, шпунтовых рядов. В камерах с водонепроницаемым днищем стены могут быть жестко заделаны в сплошную плиту днища — т. н. доковая конструкция — или сопрягаться с днищем с помощью водонепроницаемых шарниров. По длине камера разрезана сквозными температурно-осадочными швами на секции длиной 20 — 45 м. На стенах располагаются причальные устройства, за которые швартуются суда. Габариты Шлюза характеризуются полезными размерами камеры: длиной, шириной и глубиной на короле (пороге) — наибольшей выступающей части поверхности днища голов и камеры. Их выбирают в зависимости от размерений максимального расчетного судна (или группы одновременно шлюзуемых судов) и способа проводки через Шлюз — своим ходом, с помощью портовых буксиров, средствами береговой тяги. Верх стенки Шлюза проектируется на 1 — 1,5 м выше максимального уровня прилива с учетом ветрового нагона воды. Отметку короля выбирают исходя из минимального расчетного уровня воды, осадки расчетного судна и запасов под его днищем. По торцам камеры располагаются головы Шлюза — массивные доковые конструкции, которые оборудованы воротами для соединения или разъединения камеры с прилега-ющей водной поверхностью. Устои (стены) голов используются для размещения в них водопроводных галерей, с помощью которых происходит наполнение или опорожнение камеры по принципу перетока воды в сообщающихся сосудах. Галереи снабжены рабочими и ремонтными затворами. Наполнение и опорожнение камеры могут также осуществляться через отверстия в воротах Шлюза, перекрываемых специальными затворами — клинкетами. В головах Шлюза размещено механическое оборудование для перемещения ворот и затворов системы питания (устройства наполнения или опорожнения), а также насосные установки для осушения ниш ворот, галерей или всего Шлюза. при осмотре и ремонте. Конструкция голов Шлюза зависит от типа и числа ворот. Как правило, в каждой голове располагают 2 ворот — рабочие и резервные. Основные типы ворот — плоские откатные и двустворчатые. Плоские откатные ворота используются для перекрытия больших (более 40 м) пролетов в случае возможного напора воды с любой из сторон. При ширине камеры менее 40 м и одностороннем напоре воды применяют двустворчатые ворота. Подходы к головам Шлюза представляют собой каналы с причальными сооружениями для судов, ожидающих шлюзования, и направляющими сооружениями (палами) для безопасного входа судов в Шлюз. Для движения сухопутного транспорта Шлюзы оборудуются разводными мостами. Пропускную способность Шлюза определяет максимально возможное число шлюзований в сутки и за год.
Шлюз- гидротехническое сооружение, расположенное между водоёмами с различными уровнями
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+