УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ

- A +
способность судна сохранять заданное направление прямолинейного движения. Устойчивость на курсе, обеспечиваемая перекладкой руля, называется эксплуатационной. При действии возмущающих сил, которые изменяют курсовой угол судна, движение неуправляемого судна может быть неустойчивым, когда по прекращении возмущения судно не выходит на какую-либо прямолинейную траекторию, а входит в циркуляцию, либо неасимптотически устойчивым, если судно выходит на прямолинейную траекторию с новым углом курса. Т. о., неуправляемое судно устойчивостью на курсе не обладает, т. к. в обоих случаях для возвращения на исходный курс необходимы перекладка руля или ввод в действие др. средств управления, осуществляемых человеком или авторулевым. Устойчивость на курсе оценивается либо по уравнениям движения судна, либо по результатам испытательной модели или натурного судна. В первом случае устойчивость на курсе определяется по прямым критериям, разработанным на основании теории устойчивости движения системы (теория Ляпунова), во втором — по косвенным показателям, которыми являются диаграмма управляемости либо параметры рыскания судна (периоды и амплитуды угловой скорости, угла курса и углов перекладки органов управления).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

    1. "Устойчивость на курсе" по материалам Словаря морских терминов
    2. Термин "Устойчивость на курсе" на crew-help.com.ua   
    3. "Устойчивость на курсе" на  Академике     
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +