подводное сооружение для транспортной связи и прокладки инженерных коммуникаций между берегами морской акватории (залива, пролива, канала, устьевых участков судоход-ных рек). Со времени постройки первого туннеля в Лондоне в 1843 г. в различных странах возведено около 200 туннелей. Они состоят из подводных береговых и открытых (рамповых) участ-ков. Внутри туннеля размещены проезжие части, служебные и пе-шеходные проходы, каналы принудительной вентиляции и инженерной коммуникации, системы водоотвода, освещения и сигнальных устройств наблюдения и управления движением транс-порта. По назначению туннели разделяют на железнодорожные (в том числе туннели метрополитена), автодорожные и комбинированные. По заглублению подводного участка различают туннели, прокла-дываемые под дном акватории, на дне и плавучие. В за-висимости от природных условий туннели, расположенные под дном акватории и на закрытых берег, участках, разрабатывают горным способом или с применением проходческого щита. Основная несущая конструкция таких туннелей — облицовка (обделка) различной формы, которую в зависимо-сти от свойств грунта, нагрузки и способа постройки выполняют из монолитного бетона и железобетона либо из сборных бетонных, железобетонных или металлических блоков и тюбингов. Подводные участки плавучих и прокладываемых на дне туннелей обычно сооружают из отдельных железобетонных или металлических с бетонным заполне-нием погружных секций длиной 40—150 м, шириной 10—50 м, вые. 6— 11,5 м при толщине стен 0,4—1,5 м. Их изготовляют на судостроительных или специальных предприятиях и транс-портируют на плаву к месту установки, где после бал-ластировки с помощью кранов устанавливают в ис-кусственные котлованы на слой гравия с последующей об-ратной засыпкой либо на подводные каменные дамбы, а в отдельных случаях — на подводные фундаментные опоры. Плавучие туннели применяют на акваториях с большими глубинами, где они удерживаются на заданной глубине с помощью якорной системы благодаря избыточной плавучести сек-ций. Натяжение якорных связей и стабилизация плавучих туннелей осуществляются установленными внутри лебед-ками. Пример туннелей, проложенных под дном акватории,— 2-путный железнодорожный туннель „Сейкан" длиной 53 км (подводный участок составляет 23,5 км) в проливе Цугару между островами Хоккайдо и Хонсю на глубине 240 м при глубине пролива 140 м. Внутренний диаметр туннеля 8 м, толщина облицовки 0,85 м. Из туннелей, сооруженных на дне акваторий, наиболее характерны туннели во внутренней гавани города Балтимор и в Чесапикском заливе (США), выполненные из секций бинокулярного сечения, размещенных в подводных котло-ванах с обратной засыпкой, а также мост- туннель под проли-вом Эй в городе Амстердаме на искусственном основании на глу-бине 70—80 м. Из 37 плавучих туннелей, построенных до 1975 г., наиболее протяженный туннель под заливом Сан-Франциско (США) — 5827 м при глубине залива 31 м.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+