мешкообразное отцежи-вающее орудие лова, буксируемое в основном траулерами. Первое упоминание о трале встречается в английских докумен-тах 1376 г., когда использовался бим-трал — сеть, ра-стянутая в поперечном направлении распорным ше-стом (бимом) длина около 3 м, оборудованным для пере-мещения по грунту салазками. В середине XIX в. длина бима возросла до 15 м, а в 70-х гг. появились распорные тралы (оттер-тралы), горизонтальное раскрытие которых обеспечива-лось траловыми досками. Современный трал, конструкция которых сформировалась к начале XX в., делятся на донные, придонные и пелагические (разноглубинные). Тралы, бук-сируемые 2 судами, называются близнецовыми. Трал со-стоит из крыльев — залавливающей сетной части, мотни, мешка и кутка, служащего для накопления и выливки улова. Сшивается из верхних и нижних сетных полотен, изготовляемых из синтетических материалов. Шаг ячеи сетного полотна уменьшается от устья к кут-ку и максимален в передней части трала. Сетное полотно, образующее устье трала, по-сажено на верхние и нижние подборы — стальные ка-наты. Верхняя подбора ос-нащается кухтылями, нижняя— грузом, что обес-печивает вертикальное раскрытие трала. Для увеличения проч-ности сетную часть трала снабжают системой тросов, называемой остропкой трала. Для придания про-дольной прочности к бо-ковым швам, скрепляю-щим верхнюю и нижнюю пласти-ны трала, прикрепляют продольные канаты — топенанты. Верхние и нижние подборы трала и топенанты заканчи-ваются отрезками тросов — голыми концами, которые соединяются с кабелями — стальными тросами диаметром 18—22 мм — непосредственно или с помощью клячевок. Кабели трала соединяются с траловыми досками, а доски — с ваерами, идущими на барабаны ваерных лебедок. Размер трала определяется длиной его верхней подборы (в том числе голых концов) и периметром устья. Донный трал служит для лова донных объектов про-мысла и буксируется по грунту. Верхняя половина его мотни в виде козырька выступает над нижней, образуя так называемый сквер, который препятствует уходу рыбы вверх. К нижней подборе на цепочках или отрезках троса длиной 0,5—0,6 м крепится грунтроп, предназначенный для удобства буксировки трала по грунту и предотвраще-ния его повреждений. На легких илистых грунтах ставится мягкий грунтроп — стальной трос, обмотан-ный старой делью и обвязанный канатом, а на тяже-лых — жесткий грунтроп — стальной трос, на который насажены бобинцы (металлические полые шары диаметром 400—600 мм или резиновые цилиндры диаметром 200 мм), а также чугунные катушки. Крылья некоторых донных тралов и переднюю часть сквера иногда делают из канатов с расстоянием между ними до 1000 мм, что облег-чает трал, уменьшает его сопротивление и не сказывается отрицательно на уловистости. Горизонтальное раскрытие — до 40 м, вертикальное— до 11м. Придонный трал предназ-начен для лова над грунтом и оснащается снизу фальшподборой—подборой, изготовленной из комбинированного каната и отрезков цепи, которая соединяется с нижней подборой отрезками каната и предохраняет переднюю часть придонного трала от повреждений. Разноглубинный трал, как правило, имеет большое вертикальное и горизонтальное раскрытие (для прицельного лова пелагических косяков рыбы) за счет увеличения размера ячеи (до 800 —1200 мм) или применения канатов в передней части трала взамен сетной дели. Крылья изготовляют из продольных канатов с расстоянием между ними от 1—2 до 8—10 м. Размер ячеи в передней части канатных тралов достигает 6—8 м благодаря при-менению шнуров окружностью 25—30 мм из искусственного волокна. Современные разноглубинные тралы имеют вертикальное ра-скрытие до 60 м, горизонтальное — до 70 м и площадь устья 4000 м2. Верхняя подбора такого трала оснащается кухтылями (до 200 шт.), которые группируются в блоки по 10—20 штук и обшиваются делью во избежание запутывания трала. Нижняя подбора трала оснащается от-резками цепей или стальным канатом. Крылья соеди-няются с траловыми досками кабелями длиной 50—150 м. Между нижними голыми концами и нижними кабелями уста-навливаются регулировочные концы из стального тро-са или якорных цепей длиной от 1 до 10 м, к которым присое-диняются грузы массой до 2 т, сообщающие устью трала дополнительное вертикальное раскрытие. На верхней подборе разноглубинного трала укрепляется прибор системы контроля и управления орудием лова. Кроме того, трал может снабжаться прибором, фиксирующим величину улова. Близнецовый трал по своему устройству аналогичен разноглубинному. Для снижения сопротивления он изготов-ляется из более тонких ниток и не имеет топенантов, а для обеспечения прочности сетных пластин оснаща-ется косыми пожилинами. Буксируется по 4-ваерной схеме (по 2 ваера на каждое судно). Оснащается не-большим количеством плава и груза, короткими кабелями и не имеет траловых досок, так как горизонтальное раскрытие трала создается за счет расхождения буксирующих его су-дов. К нижним кабелям прикрепляются грузы массой до 250-300 кг.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+