ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО судна

- A +
. 1. Устройство для уменьшения тормозного пути при экстренной оста-новке судна в аварийной ситуации. В прошлом в качестве тормозного устройства применялись весла, паруса, якоря. Одно из пер-вых в России специальных тормозных устройств для речных судов предло-жено в 1883 г. Оно представляло собой 2 металлических шеста, расположенных вдоль киля, которые в аварийной си-туации поворачивались перпендикулярно к днищу и останавливали судно, зацепляясь концами за грунт. В настоящее время актуальность применения тормозного устройства возросла в связи с увеличением размеров и скоростей судов, повышением интенсивности судоходства. Ак-тивное торможение (путем реверса движителей или главного двигателя) не обеспечивает мгновенной остановки, тормозной путь достигает 3 км и более, а время торможения — 20 мин. Наиболее перспективны тормозные устройства, основанные на принципе создания дополнительного сопро-тивления воды движению судна: раскрывающиеся рули, тормозные закрылки и парашюты, пассивные каналы и другое. У раскрывающихся рулей перо состоит из обтекателя и 2 сложенных створок, соеди-ненных шарнирно вдоль задней кромки пера. Для экстренного торможения створки раскрываются (оптимальный угол раскрытия около 70°). Тормозные за-крылки представляют собой раскрывающиеся или выдвигающиеся перпендикулярно обшивке судна щит-ки. Модельные испытания показали, что для судна водоиз-мещением 13721 т (длина 121,9 м) бортовые тормозные за-крылки сокращают тормозной путь в 2,6 раза, а время торможения — более чем в 3 раза. Эффективность тор-мозных закрылков повышается на 10—12% за счет снижения влияния пограничного слоя, если размещать их в носовой оконечности на расстоянии 0,1—0,25 длины судна от форштевня. Раскрывающиеся закрылки пред-почтительнее выдвижных с точки зрения быстроты ввода их в действие (около 2—4 с). Тормозные закрылки эффективны как при свободном торможении, так и при активном. Возможно также применение кормовых закрыл-ков, расположенных за винтами. При повороте они изменяют направление струй работающих винтов на обратное. Тормозные парашюты по принципу действия и назначению аналогичны авиационным. Парашюты сбрасывают с бортов, а не с кормы во избежание наматывания тросов на винт. Испытание тор-мозных парашютов в Японии на танкере двт 50 тыс. т при скорости 10,5 узлов показали, что 2 парашюта диаметром 3 м с каждого борта позволяют вдвое сократить тор-мозной путь и на 20% — время торможения. Пас-сивный канал — устройство, которое состоит из центрального канала, идущего от форштевня вдоль диаметральной плоскости и соединяю-щегося с поперечным каналом. При торможении судна вода через открытое носовое отверстие поступает в центральный канал, затем поворачивает на 90° и выходит через бортовые отверстия поперечного канала. Для уменьшения тормозного пути на 30% у танкера двт 150 тыс. т диаметрального центрального канала должен быть 8 м. Перечисленные виды тормозного устройства создают дополнительное сопротивление воды, пропорциональное квад-рату скорости движения судна, поэтому они эффектив-ны только в первый период торможения, когда ско-рость судна велика. Основным средством для полной оста-новки судна остается упор винта при работе двигателя на полный ход назад. 2. Устройствово, обеспечивающее быст-рую остановку судна на акватории верфи при спуске с продольного стапеля. В качестве тормозного устройства применяют якоря, цепные и канатные задержники, цепные драги, тормозные щиты и другие.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +