ТЕХНОЛОГИЯ СУДОРЕМОНТА

- A +
совокупность one раций по восстановлению исправного состояния кор-пуса, механизмов, устройств, судовых систем, электронного оборудо-вания и других элементов судна, осуществляемых на судо-ремонтных предприятиях. К ремонтным работам отно-сятся демонтаж, разборка, дефектация, ремонт, сбор-ка, монтаж, испытание элементов судна. Для проверки качества работ в их состав включают также операции технического контроля. Технологию ремонта какого-либо элемента судна выбирают исходя из его состояния, определяе-мого по результатам технической диагностики и дефектации. При этом остаточный ресурс детали, пригодной к даль-нейшему использованию без ее восстановления, дол-жен быть не меньше межремонтного периода соответствующего элемента судна; физико-химические процессы, происходящие в сопряжении новой и изношенной (или восстановлен-ной) деталей, не должны ускорять их износ; восстанов-ление деталей не должно увеличивать стоимость ре-монта элемента судна по сравнению с заменой их новы-ми. Технология судоремонта отличается большим разнообразием методов восстановления свойств изношенных деталей, их формы и размеров. К наиболее традиционным относятся механическая обра-ботка, сварка, наплавка, нанесение металлических и неметаллических покрытий (в том числе электролитическим способом), деформирование, применение полимерных композиций, термическая и химико-термическая обработка. Сварка и наплавка позволяют сравнительно быстро получать слои метал-ла значительной толщины и таким образом восстанавливать изношенные по-верхности. Применяют ручную, полуавтоматическую, авто-матическую, сварку и наплавку под слоем флюса и в защитных газах, а также плазменную, электроимпульсную, индукционную, наплавку ленточным электродом и др. Металлические покрытия наносят напылением или электро-литическим способом. Среди различных способов напыле-ния наиболее перспективна плазменная металлизация, для которой характерна более высокая механическая прочность сцепления покрытия с основным металлом. Электролитическое осталивание и хромирование применяют для восста-новления неподвижных соединений. С помощью неметаллических и композитных покрытий обычно восстанавли-вают элементы корпусных конструкций. Восстановле-ние деталей деформированием осуществляется растя-жением, осадкой, обжатием и правкой цилиндрических де-талей и корпусных конструкций. Наиболее распростране-на механическая, термическая и термомеханическая правка. Полимер-ные композиции используются в качестве клеев для со-единения различных материалов и деталей, как шпаклевоч-ных масс для устранения пороков литья, коррозных дефектов, трещин и т. д., для нанесения пленок при восстановлении натягов в неподвижных соединениях и защитных покрытий для предохранения судовых конструкций от воздействия различных агрессивных сред. Для увеличения долговечности элементов судна при-меняются различные методы повышения износостойкости деталей. Наиболее распространены поверхностное упроч-нение, термическая, химико-термическая обработка и обработка холодом. В технологии судоремонта широко используются неразрушающие методы контроля: мело-керосиновая, масляная, магнитная, ультразвуковая, рентгеновская дефектоскопия, цветные пробы, гамма-дефектоскопия, радиоизотопный ме-тод, гидравлические и воздушные испытания. Дальнейшее совершенствование технологии судоремонта неразрывно связано с его концентрацией и специализацией, ростом серийности, выполнением ремонта предприятиями — строителями судов и изготовителями комплектующих изделий, ме-ханизацией и автоматизацией производства. Технико-экономический уровень технологии судоремонта должен быть таким, чтобы народно-хозяйственные потребности удовлетворялись при минимальных затратах на техническую эксплуатацию флота. Такой уровень технологии судоремонта называют оптимальным. Для его оценки приме-няют совокупность показателей — производитель-ность, качество и себестоимость продукции, удельный расход материальных и энергетических ресурсов, уровень механизации и автоматизации, стабильность техно-логических операций.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +