небольшое парусно-гребневое грузовое или промысловое судно, распространенное с XI в. в Финском заливе Балтийского моря и на Ладожском озере. Длина 5—12 м, грузоподъемность 10—15 т, экипаж 2—3 чел. Имели 2 короткие мачты-однодеревки со шпринтовыми парусами, иногда кливер. Передняя мачта располагалась почти у форштевня, задняя в средней части судна. Корпус соймы имел наибольшую ширину к носу от мидель-шпангоута. Форштевень и киль делали из одного елового ствола с корнем, остальной набор крепили деревянными нагелями, а обшивку к набору крепили внакрой вицей. Большие соймы имели палубу с люками и трюмы. В носовой части хранили провизию и судовое имущество, средняя предназначалась для грузов, в корме размещался экипаж. Рыбацкие соймы не превышали 6 м в длину, были беспалубными и иногда имели садок с прорезями в подводной части корпуса для перевозки живой рыбы. В XIII—XV вв. древние новгородцы на соймах, строившихся в Старой Ладоге, ходили в далекие морские путешествия. Позднее соймы распространились и на Мурманском побережье. В ХVIII в. соймы строились и заказывались Петром I в Финляндии для перевозки войск. Всего при Петре I было построено более 300 сойм. Строительство грузовых сойм продолжалось до конца XIX- начала ХХ в. Длина их возросла до 26 м, грузоподъемность — до 100 т.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+