комплекс работ по восстановлению работоспособного состояния судна. Р. выполняют по планово-предупредит. сист. (ППС), предусматривающей плановые ремонты определ. видов, производимые с заданными последовательностью и периодичностью. К осн. видам плановых Р. относятся заводские, выполняемые судоремонтным предприятием (судоремонтным заводом, берег, или плав, судоремонтной мастерской либо базой техн. обслуживания флота), и доковые— Р. подв. части, выполняемые в доке, на слипе. К заводским относят капит., сред, и текущий Р., различающиеся степенью восстановления техн.-экспл. хар-к (ТЭХ) судна. При капит. Р. их восстанавливают до значений, близких к построечным, с заменой или восстановлением любых элементов. При сред. Р. ТЭХ судна восстанавливают до заданных значений с заменой либо восстановлением элементов огранич. номенклатуры. Во время капит. и сред. Р. может выполняться модернизация судна с целью улучшения ТЭХ, включая хар-ки условий труда и быта экипажа. При текущем Р. ТЭХ поддерживают в заданных пределах с заменой либо восстановлением отд. быстроизнашивающихся элементов. Нек-рые ведомства деление заводских Р. на капит., сред, и текущий не предусматривают, а применяют номенклатуру видов Р., установленную в нормативно-техн. документации. Трудоемкость и периодичность разл. заводских Р. устанавливают на осн. техн.-экон. анализа режимов использования судна по времени, напряженности его эксплуатации, возраста и пр. Обычно заводской Р. предусматривают один раз в 4 года. Периодичность докового Р. в зависимости от р-на плавания и типа судна составляет 1—2 года. Продолжительность плановых Р. определяют на осн. норм среднесуточной выработки, разработанных для каждого типа судна. Для поддержания исправного или работоспособного состояния отд. элементов судна в процессе эксплуатации предусмотрены межрейсовые (межпоходовые) Р., выполняемые с выводом судна из эксплуатации на непродолжит. время и с привлечением судоремонтного предприятия. Этот вид Р. также плановый, хотя он может и не входить в ППС. К числу неплановых Р. относятся аварийный, выполняемый для устранения последствий, вызванных аварией, и поддерживающий, предусматриваемый для нек-рых судов в конце или по истечении норм, срока службы с целью обеспечения их эксплуатации в установленный доп. интервал времени. Р. разбивают на отд. этапы, выполнение к-рых обеспечивает определ. степень техн. готовности судна. К осн. этапам Р. относятся дефектация (определение техн. состояния судна, состава и объема операций, обеспеч. восстановление ТЭХ судна до заданных значений) и такие технологич. этапы, как демонтаж, разборка элементов и их рабочая дефектация, восстановление деталей, сборка и монтаж элементов, приемка после Р. Этим этапам обычно предшествует подготовка судовладельца и судоремонтного предприятия к Р., включая конструкторскую и технологическую. Основой подготовки пр-ва являются ведомости ремонта, составляемые по результатам дефектации в пределах планового лимита, и ремонтная документация. В качестве отд. этапа может предусматриваться нулевой этап Р., включающий комплекс операций, выполняемых до подхода судна к судоремонтному предприятию с целью сокращения продолжительности и улучшения качества Р. Известны разл. организац.-техн. методы Р., напр.: работы по определ. технологич. этапам могут производиться на специализир. позициях (поточный метод); отд. элементы судна и их части могут заменяться взятыми из обменного фонда, скомплектованного из покупных, предварительно отремонтированных или изготовленных элементов судна (агрегатный метод); корпус судна может восстанавливаться путем замены отд. секций и блоков (секционно-блочный метод) и др.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+