нарушение общей целостности корпуса судна, к-рое сопровождается отрывом одной его части от другой либо образованием трещин. Является следствием нарушения общей прочности корпуса при плавании в тяжелых экспл. условиях (напр., на развитом волнении) или в авар, ситуациях (посадка на камни, подрыв на мине и т. п.). Необходимо отметить 3 группы причин Р. с. в тяжелых экспл. условиях — расчетные, конструктивные и технологические. Если при плавании на развитом волнении действующий изгибающий момент достигает предельного значения, Р. с. будет следствием заниж. значения принятого в расчете изгибающего момента или запаса прочности. К конструктивным причинам относятся неправильное проектирование прерывистых связей корпуса (напр., резкий переход продольной сист. набора в поперечную и наоборот, наличие люков больших размеров без спец. подкреплений и скругления углов). К технологич. причинам относятся гл. обр. качество сварки, а также хар-ки пластичности материала корпуса. Если качество сварного соед. не обеспечивает его равнопрочности с осн. материалом, то наступит Р. с. по ослабленному сварному шву. Наиб, вероятным является хрупкое разрушение корпуса из-за наличия концентраторов напряжения в сварных швах (надрезов), хладноломкости материала констр. и сварных соед. при низких темп-pax, превышения критич. скоростей деформаций при динам, нагрузках, а также усталости сварных соединений.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+