ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС судовой

- A +
Происхождение: от англ. propulsion - движение
Гидромеханическая система, включающая корпус судна и пропульсивную установку, в которой энергия рабочего тела преобразуется в упор, сообщающий движение корпусу судна. Пропульсивная установка является исполнительной частью главной энергетической установки. В наиболее общем случае состоит из движителей, валопроводов, главных судовых передач и главных двигателей. При наличии главных двигателей, в которых энергия топлива непосредственно преобразуется в механическую энергию, пропульсивная установка является главной электрической установкой. Взаимодействие элементов П.К. может включать различные виды прямых и обратных связей: механических (например, между главной передачей, валопроводом и греб, винтом), гидродинамических (например, между греб, винтом и корпусом) и др. Появление этих связей имеет весьма сложную закономерность и существенно зависит от условий плавания (волнение, лед, буксировка и т.д.). Объединение корпуса и пропульсивной установки в единую систему обеспечивает возможность теоретического исследования сложных явлений их взаимодействия с целью оптимизации использования энергии для движения судна в масштабе всего П.К., а не отдельных его элементов. Возможны различные модели работы П.К. Наиболее простая - графическая, на которой совмещаются характеристики корпуса, гребного винта и главного двигателя. График представляет поле возможных режимов работы двигателя с нанесенными на него винтовой характеристикой и характеристиками постоянной скорости. Такая модель может применяться для исследования установившегося прямолинейного движения П.К. с винтом фиксированного шага. Каждая точка графической модели в поле возможных режимов соответствует определенным мощности, частоте вращения винта и скорости судна и во всем диапазоне возможных ходовых режимов (в случае жесткой механической передачи мощность и частота вращения двигателя в относительных единицах будут соответствовать мощности и частоте вращения винта). Ее удобно использовать как в условиях проектирования, так и эксплуатации. Более сложной является модель, учитывающая динамику взаимодействия элементов П.К. Впервые она разработана профессором В. И. Небесновым в середине 50-х гг. XX в. и представляет собой систему дифференциальных уравнений. Математическая модель позволяет оценивать параметры работы П.К. при неустановившемся движении судна (разгон, остановка, реверсирование и т. д.), что имеет большое значение для создания систем автоматического управления. Выбор типа модели зависит от временного интервала, на котором определяются параметры работы П.К., и допущений, принятых при ее разработке. Техническое совершенство П.К. определяется его способностью преобразовывать механическую энергию главного двигателя в движение судна с наименьшими потерями независимо от условий плавания. Показателем технического совершенства П.К. служит КПД пропульсивной установки. Кроме того, целесообразность выбора элементов пропульсивной установки определяется эффективностью судовой энергетической установки в целом.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +