ПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ

- A +
Совокупность судов, предназначенных для добычи, обработки и транспортировки объектов водного промысла, средств обеспечения эксплуатации судов и органов управления. Суда П.Ф. разделяются на промысловые, вспомогательные и служебные. Промысловые суда делятся на добывающие суда, непосредственно занятые добычей объектов промысла, и специализированные по орудиям лова (траулеры, сейнеры, дрифтеры и др.) или по объектам промысла (зверобойные, краболовные и др.); добывающе-перерабатывающие суда для добычи и переработки улова; перерабатывающие суда, принимающие улов от добывающих судов (для разделки, заморозки, производства консервов, соленой продукции и рыбной муки из отходов производства); приемотранспортные суда, доставляющие улов, полуфабрикаты и готовую продукцию из районов промысла на береговые пункты переработки или в рыбные порты для дальнейшей транспортировки в крупные промышленные центры. Вспомогательные суда предназначены для научных исследований (промысловые научно-исследовательские суда), для поиска объектов промысла и определения периодов и способов их лова в новых районах промысла (суда перспективной разведки), для сбора данных о степени концентрации известных объектов в освоенных районах промысла (суда оперативной разведки), обучения будущего командного состава (учебно-произвственные или учебные суда), контроля сроков и районов промысла, объема и видового состава улова, применяемых орудий лова (рыбоохранные суда), контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания (патрульные суда), а также для снабжения судов в районах промысла топливом и водой (танкеры), транспортировки соли, тары и не рефрижераторных грузов (сухогрузные суда), перевозки людей в районы промысла и на берег, предприятия (пассажирские суда), спасения терпящих аварии промысловых судов (буксиры-спасатели). Служебные суда обеспечивают работу остальных судов в портах, а также работу береговых предприятий. К ним относятся портовые буксиры, лоцманские суда, нефтемусоросборщики, плавучие мастерские, плашкоуты, баржи и пр. П.Ф. начал интенсивно развиваться в конце XIX в. в связи с ростом потребности в дешевой рыбной продукции для развивающихся индустриальных центров, для чего были созданы крупные промысловые суда и высокопроизводительные орудия лова - большие тралы и кошельковые неводы.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +