Заранее предусмотренное увеличение (сверх чертежного) размера детали или судовых конструкций, необходимое для компенсации геометрических погрешностей изготовления деталей и сборки судовых конструкций и судна в целом. Основные причины возникновения геометрической погрешности - неточность исходной информации, метрологические ошибки (погрешности измерений), погрешности, возникающие вследствие технологических. операций (в частности, сварочные деформации), погрешности оборудования и оснастки. П. назначаются по опытным или расчетным данным. Величина и расположение их регламентируются схемой припусков, которая разрабатывается на каждый проект судна. После изготовления детали и конструкции конструируются (размечаются) в "чистый" размер (т. е. размер по чертежу), а оставшаяся часть П. обрезается. Наличие П. обусловливает необходимость пригоночных работ, вызывает увеличение расхода металла, поэтому количество и величина П. должны быть минимальными. Уменьшить количество П. можно за, счет использования аналитических методов определения формы деталей, использования станков с ЧПУ и перехода на систему изготовления корпусных конструкций в допусках.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+