Комплекс мероприятий по установлению и обозначению точного места затонувшего судна. П.З.С., как правило, очень сложен и длителен, особенно на больших глубинах и в удаленных районах Мирового океана. Производится с помощью судов различного типа, подводных аппаратов и авиации. Поиску обычно предшествует подготовка: сбор и обработка данных об обстоятельствах и районе затопления судна, подбор необходимых сил и средств для его поиска, расчеты и планирование. Анализируемые данные должны включать полную характеристику затонувшего судна, его запасов и грузов, района затопления и, в частности, глубину, прозрачность и температуру воды, волнение и течения, приливы и отливы, ледяные и метеорологическую обстановку, рельеф и характер грунта, близость берега, а также сведения от судов, прибывших к месту катастрофы по сигналу SOS. Дополнительные сведения могут быть получены с самолетов и вертолетов, направляемых в район аварии для быстрейшего обнаружения места катастрофы по плавающим спасательным средствам, различным предметам, масляным пятнам, пузырькам воздуха, всплывающим с глубины в первые сутки после затопления судна. Значительно сложнее вести поиск судна, пропавшего без вести или затонувшего в точке, координаты которой определены весьма ориентировочно. В районах с прозрачной водой на глубинах до 30-50 м затонувшее судно может быть найдено визуально с самолета, летящего на вые. 150-200 м. В ограниченных районах на глубинах до 60-100 м П.З.С. может осуществляться с помощью водолазов. Визуальный или водолазный поиск возможен в особо благоприятных случаях, обычно же П.З.С. ведется с применением специальных технических средств: придонных тралов, гидроакустических станций, навигационных эхолотов, магнитометрических приборов, подводных телевизоров и т. п., используемых с поисковых судов, самолетов и вертолетов, а также с применением обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов. Одно из старейших средств поиска - придонные тралы, однако эффективность их использования для траления больших районов невелика (скорость траления 3-4 уз, ширина захвата 0,5-1 кбт), а возможность использования ограничена глубиной 150-200 м при относительно ровном рельефе, морского дна. Тем не менее придонными тралами удобно производить допоиск затонувшего судна, т. е. уточнение места судна, обнаруженного др. средствами. Для П.З.С. широко применяют гидро-акустические станции; при их помощи можно осуществлять поиск в полосе захвата около 20 кбт при скорости поисковых судов до 20 уз. На качество работы гидроакустических станций сильно влияют гидрология моря и неровность морского дна. Скалы и большие валуны вызывают значительное количество мешающих поиску эхосигналов. Кроме того, гидролокаторы имеют "мертвую" зону, составляющую около 1/3 глубины поиска. Навигационные эхолоты поисковых судов при проходе над затонувшим на глубине 200- 250 м судном длиной около 100 м, при ровной поверхности морского дна, отмечают на самописце изменение глубины. Однако использованию эхолотов мешают (а часто делают его невозможным) сильное волнение моря, качка и скальный грунт. Магнитометрические приборы весьма эффективны для обнаружения искажений магнитного поля Земли, вызванных значительной ферромагнитными массами затонувшего судна. Радиус действия магнитных металло-искателей ограничен, т. к. искажения магнитного поля незначительны и быстро убывают с увеличением расстояния. Для П.З.С. на больших глубинах применяют судовые магнито металлоискатели с буксируемыми датчиками, а также авиационные, с помощью которых самолет, пролетая на малой высоте над водой, может обнаружить затонувшее судно. Подводное телевидение для П.З.С. используется, но его возможности ограничиваются недостаточной прозрачностью воды (видимость крупных объектов не превышает 40-50 м) и неровностями рельефа морской дна. Для глубоководного поиска и главным образом допоиска и обследования. Широкое применение имеют необитаемые телеуправляемые подводные аппараты, снабженные гидроакустическими станциями, теле- и кинофотокамерами со светильниками, и обитаемые автономные подводные аппараты, имеющие специальные поисковые гидроакустические станции.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+