ПОДВОДНОЕ СУДНО

- A +
Судно, способное совершать плавание и перевозить грузы и людей в подводном и надводном положениях. Достоинствами П.С. являются скрытность движения (существенно в условиях военного времени) и меньшая, чем у надводных судов, подверженность воздействию ветра и волн, а также некоторое снижение сопротивления воды движению судна на определенных режимах. Впервые П.С. начали строить в Германии в период 1-й мировой войны для обеспечения скрытной доставки стратегического сырья. В годы 2-й мировой войны боевые подводные лодки периодически привлекались для выполнения транспортных операций. В последнее время поднимается вопрос о целесообразности применения П.С. для перевозки нефти, руды и др. грузов, особенно в районах с тяжелыми гидрометеорологическими условиями. П.С. имеют, как правило, многокорпусную конструкцию. Жилые и служебные помещения, главная энергетическая установка, цистерны размещения перевозимого груза размещают в прочных корпусах, воспринимающих гидростатическое давление воды. Форма обводов наружи, корпуса обусловлена требованиями по ограничению осадки П.С. в надводном положении (например, в портах). В связи с этим наибольшее распространение получила прямоугольная со скругленными углами форма поперечного сечения наружи, корпуса. Предпочтительной для П.С. является атомная энергетическая установка. Создание П.С. лимитирует ряд технических и экономических проблем: высокая стоимость, большие затраты на сооружение специальных причалов, система безопасной проводки, строительство ремонтной базы и т. п., а также эксплуатационные факторы - необходимость наличия больших глубин на пути следования и на подходах к портам, сложность управления П.С., движущимися с большой скоростью в узком навигационном коридоре, условия работы экипажа. Стоимость постройки П.С. в 3-5 раз выше, чем надводных судов той же грузоподъемности.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +