ПОДВЕСНОЙ МОТОР

- A +
Движительно-рулевой комплекс, навешиваемый на транец или борт малого судна и объединяющий в одном агрегате двигатель, привод гребного винта и гребной винт. Крепление к транцу осуществляется посредством струбцин, имеющихся в узле подвески. Наибольшее распространение получили П.М. с двухтактными карбюраторными двигателями с горизонтальным расположением цилиндров, число которых может составлять от 1 до 6 на моторах мощностью 160 кВт. Двигатели П.М. работают на смеси смазочного масла и бензина в соотношении от 1:20 до 1:50; запас горючего содержится в бачке, расположенном на П.М. (при малой мощности) или в отдельном переносном баке емкостью 12-25 л. Подача горючего производится насосом, работающим от разрежения в картере двигателя. Охлаждение двигателя - принудительное, водяное с помпой, размещенной в подводной части дейдвуда на вертикальном валу. При малой мощности возможно воздушное охлаждение цилиндров. Выпуск газов осуществляется через полую ступицу гребного винта или специальный патрубок в гидродинамический след винта. В подводной части размещается механизм реверса в виде конической передачи и кулачковой муфты. Управление судном по курсу выполняется поворотом II.М. относительно вертикальной оси подвески за румпель или посредством дистанционного штуртросового привода. Конструкция подвески позволяет регулировать наклон оси гребного винта и поднимать винт из воды (тяжелые П.М. снабжаются гидросистемой для управления наклоном на ходу). Запуск производится ручным или электрическим стартером. Первый П.М. был изготовлен в 1906 г. американцем О. Эвинрудом. В настоящее время в серийном производстве освоены П.М. мощностью от 0,75 до 220 кВт. Имеются варианты П.М. с водометным движителем, с воздушным винтом, моторы-весла и подвесные электромоторы. В СССР были наиболее распространены моторы "Салют" (мощностью 1,5 кВт), "Ветерок-8" (5,6 кВт), "Нептун" (17 кВт) и "Вихрь" (18-22 кВт).
ПОДВЕСНОЙ ЭЛЕКТРОМОТОР Подвесной мотор с электродвигателем постоянного тока, источником которого является аккумуляторная батарея напряжением - 24 В. Двигатель может быть размещен в надводной или подводная части лодки, непосредственно на гребном валу. Изменение скорости движения лодки осуществляется ступенчатым переключением сопротивления в электрической цепи, а управление лодкой по курсу и реверс - поворотом мотора за румпель. Мощность П.Э. невелика и составляет 0,18-0,75 кВт. Первый П.Э. сконструирован французом Г. Труве, демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1881 г. В настоящее время II.Э. выпускаются многими фирмами и используются для бесшумного хода при рыбной ловле.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +