ПИРАТСТВО

- A +
Происхождение: от греч. peirates - грабитель, разбойник
Морской разбой, в международном праве - насильственные действия (задержание, потопление или грабеж), совершаемые против торговых судов в открытом море частновладельческими или государственными судами. П. зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли и началом войн на море. Иногда пираты стремились даже к изменению существующих общественных отношений, следуя утопическим представлениям о свободе и справедливости. Так, в конце XVII в. на С. Мадагаскара пираты под руководством француза Миссона и итальянского философа-утописта Караччиоли основали свою республику, которую назвали Либерталия (от итал. liber-ta-свобода). Республика не признавала частной собственности, национальных и расовых различий, управлялась выборным советом, имела общую казну. Однако, какими бы идеями ни руководствовались люди, вставшие на путь П., их основном занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения; пиратов объединяла разбойничья мораль. Они признавали одно лишь право - право сильного и чтили лишь одно божество - добычу. В разные времена и в различных регионах люди, занимающиеся П., именовались по-разному. Так например, пиратов Северного и Балтийского морей в XIV- XV вв. называли витальерами (от лат. viktualien - съестные припасы) и ликедейлерами (от нем. gleichtei-len-делить на равные доли). Пираты Карибского бассейна в XVII в. назывались флибустьерами (по название распространенного среди пиратов легкого судна - флибот) и буканьерами (от инд. bucan - приспособление для вяления мяса, основной пищи пиратов в походе). Вступление в ряды пиратского братства сопровождалось принесением клятвы на Библии, принятием устава и др. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного пират мог лишиться жизни. С другой стороны, за полученные в бою увечья ему полагалась компенсация, тем большая, чем тяжелее понесенный ущерб. Трусость каралась смертью. В походе запрещались пьянство и азартные игры. Всевозможные раздоры должны были разрешаться на берегу. За неповиновение капитану провинившийся терял свое право на часть добычи. Власть пиратского капитана опиралась исключительно на его авторитет, подтверждать который ему приходилось делом в многочисленных сражениях. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена много из них остались неизвестными. В зависимости от политико-экономического положения той или иной морской державы, П. считалось то дозволенным и даже почетным ремеслом, то становилось преступным, и пираты объявлялись вне закона. Так, в XVI в. британская корона покровительствовала пиратам, помогавшим ей в борьбе за испанские колонии, а наиболее выдающиеся пиратские начальники (Фр. Дрейк, Дж. Гаукинс, Г. Морган, Дж. Клиффорд и др.) были даже возведены в рыцарское достоинство и осыпаны королевскими милостями. Позднее, добившись господства на море (кон. XVII в.), Англия объявила пиратам беспощадную войну, и много из них кончили жизнь на виселице (например, английский пират капитан У. Кидд). Тесно связано с П. каперство - морской разбой по лицензиям воюющих государств. Как правило, во время войны пираты становились каперами, и наоборот, в периоды затишья в военных действиях каперы поднимали пиратский флаг "Веселый Роджер" (черный, с изображенным в центре оскаленным черепом и скрещенными костями под ним). Были пираты на службе и у русских правителей. При царе Иване IV (Грозном) нес каперскую службу пират датчанин К-Роде со своей флотилией, а при Екатерине II дослужился до адмиральского чина, участвуя в войне с турками, капер американец П. Джонс, описанный Ф. Купером в романе "Пенитель моря". Еще в древние времена П. превратилось в грозную силу. В I в. до н. э. пираты угрожали самому существованию Римской империи. В плену у пиратов побывал в молодости Юлий Цезарь. П. приносило такие убытки, что в 67 г. до н. э. римский сенат вынужден был снарядить против пиратов специальную карательную экспедицию во главе с Помпеем, в ходе которой было захвачено более 1300 пиратских судов и взято в плен 20 тыс. пиратов. По своей сути пиратами были и викинги (VIII-XI вв.). Широкую известность приобрели в XIV-XV вв. пираты Балтийского и Северного морей - витальеры (под руковод. К. Штёртебекера, Г. Михеля, Бенеке и др.), грабившие ганзейские суда, а иной раз и нападавшие в пользу Ганзы на ее врагов. Само название "витальеры" возникло потому, что пираты снабжали продовольствием осажденный датчанами в 1389 г. Стокгольм. Дерзкие операции витальеров наводили страх на правителей приморских держав. Бенеке удалось даже взять в плен плывущих в Нидерланды английского короля Эдуарда IV и лорд-мэра Лондона. В XV- XVI вв. на Средиземном море варварийские пираты (под началом братьев Аруджа и Хайраддина Барбаросса, Драгута, Улуха и др.) фактически контролировали всю морской торговлю. Для борьбы с ними христианские страны вынуждены были выставить объединенный флот во главе с адмиралом А. Дориа. В плену у варварийских пиратов более 4 лет провел испанский писатель М. Сервантес. Процветало П. и на морях Юго-восточной Азии (особенно в Аравийском море, Бенгальском залив и Южно-Китайском море). Неспроста Пиратским берегом называли часть южного побережья Персидского залива к юго-востоку от острова Ормуз. Здесь П. занимались целые племена. Пираты грабили суда, доставлявшие индийские и китайские товары в Оман, откуда по караванным тропам они переправлялись в Европу. Использовали выгодное географическое положение своих баз и пираты, обосновавшиеся на островах Малайского архипелага С открытием Америки и переносом основных морской торговых путей в Атлантику центр П. переместился на острова Карибского моря Пираты так называемого берегового братства (первоначальная база остров Тортуга, затем остров Ямайка) наводили страх на испанцев и их укрепленные прибрежные поселения. Объединенные под началом Моргана во флот, в 1671 г. пираты высадились на берег, пересекли по суше Панамский перешеек и штурмом взяли Панаму - центр и перевалочный пункт торговых путей испанских колоний. В эти времена П. обретает глобальный характер, пиратские эскадры появляются на всех морях (например, экспедиция В. Роджерса в 1708-1711 гг.). До нач. XIX в. постоянную дань пиратам платили города и государства: Королевство обеих Сицилии, Тоскана, Сардиния, Португалия, Дания, Швеция, Ганновер и Бремен. В нач. XIX в. в Макассарском проливе (между островами Борнео и Целебес) в течении 20 лет господствовал предводитель пиратов Рага. Для пресечения его разбойничьих действий американцам пришлось высылать военные корабли. В 1-й пол. XIX в. китайские пираты нападали на англ, и американские суда, идущие из Персидского залив с контрабандным опиумом. В узкостях и при слабом ветре пиратские джонки одерживали верх даже над хорошо вооруженными судами. Большой ущерб торговле, наносимый П., и изменения в политической обстановке заставили европейские державы в XIX в. принять ряд соглашений о борьбе с П. (например, проект Монро 1832 г., Парижская декларация 1856 г.). Но и тогда были такие незаурядные пираты, как Р. Сюркуф, которого называли "корсаром Наполеона". Во все времена пираты отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Меньшая осадка при значительной парусности существенно улучшала их ходкость. Огневая мощь кораблей имела второстепенное значение, т. к. от встречи с военными кораблями пираты, как правило, уклонялись, пользуясь преимуществом в скорости. Преследование судов пираты обычно вели с наветренной стороны, чтобы затруднить их маневрирование, или тем же курсом с кормы, чтобы уклониться от бортовых залпов и иметь возможность сразу повредить руль "купца", лишая его возможности маневрировать. При сближении пираты старались в первую очередь повредить огнем своих пушек рангоут преследуемого судна и лишить его хода. Палубные пушки делали поворотными, стреляли они картечью. Пиратская тактика сыграла важную роль в сражении при Гравелине в 1588 г., когда сравнительно малочисленный английский флот, в числе командиров которого были испытанные пиратские адмиралы Дрейк и Гаукинс, нанес сокрушительное поражение испанской "Непобедимой армаде". С П. прошлых времен связаны много географических открытия. В 1577 1580 гг. английский пират Фр. Дрейк совершил 2-е в мире кругосветное плавание на корабле " Голден Хайнд", а в 1586- 1588 гг. третьим в мире обошел на корабле вокруг света пират Т. Кавендиш. Не чуравшемуся попутно с исследовательской деятельностью и морского разбоя англичанину М. Фробишеру принадлежат большие заслуги в поисках северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий (1576-1578). Известный пиратский капитан У. Дампир в 1683 - 1691 гг. совершил кругосветное плавание и составил подробное описание своего путешествия - целое научное исследование с собственноручно изготовленными картами, с данными о ветрах и течениях, о навигационных особенностях морей. Имена некоторых пиратов нанесены на карту Земли (пролив Дрейка, мыс Дейвиса, залив Фробишера и др.). Окончательно искоренить П. не удалось и по сей день, хотя теперь оно носит локальный характер. До сих пор появляются сведения о пиратах, базирующихся в Гонконге и Макао и обладающих современными быстроходными катерами. В современную эпоху П. приобрело новую форму: нападение кораблей и самолетов на торговые суда нейтральных стран. Зародившись в 1-ю мировую войну, этот вид П. особенно проявил себя в период между 2 мировыми войнами (особенно во время гражданской войны в Испании 1935-1939 гг.) и во время 2-й мировой войны, когда подводная лодки фашистской Германии и милитаристской Японии топили суда нейтральных стран на международных морских путях. Положения Международного морского права, определяющие понятие "пиратство" и предписывающие меры борьбы с ним, содержатся в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Формы П. меняются вместе с развитием науки и техники. В последнее время под категорию П. принято подводить также незаконный захват и угон самолетов отдельными лицами. Неофициально называют П. радиопиратство - незаконное вещание частных радиостанций, размещенных на судах, курсирующих в нейтральных водах.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +