Транспортное судно для перевозки пассажиров (не менее 12 чел.) и их багажа на морских и океанских регулярных линиях (см. Лайнер), внутренних водных путях, а также для отдыха и туристских путешествий (см. Круизное судно). Особенностью П.С. является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, развитой надстройки и открытых участков палуб, значительное остекление наружных стенок прогулочных палуб и общественных помещений, выразительность формы наружных конструкций. Для пассажиров оборудованы 1-4-местные каюты с санузлами и кондиционированием воздуха, для отдыха предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны и т.д. Пассажировместимость, размеры, скорость и комфортабельность помещений П.С. в значительной степени зависят от напряженности пассажиропотока, района и дальности плавания. К П.С. предъявляются повышенные требования по безопасности плавания (непотопляемости, качки, снабжению противопожарными и спасательными средствами). Быстрое развитие мирового линейного пассажирского судоходства произошло в 1900-1914 гг., когда были созданы первые гигантские П.С. на 2500-4000 пассажиров, имеющие длину 200-280 м. валовую вместимость до 56 тыс. рег. т. и скорость 23-26 узлов. В 1927-1940 гг. построены крупнейшие трансатлантические лайнеры "Нормандия" (83 400 рег. т), "Куин Мэри" (81 235 рег. т) пассажировместимостью около 2 тыс. чел., длиной около 300 м и эксплуатационной скоростью около 30 узлов Крупные П.С. строились и после 2-й мировой войны, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны авиации, в т.ч. "Юнайтед Стейтс" (1952 г. 52 329 рег. т, 1928 пассажиров, 34 узла), "Франс" (1962 г., 66348 рег. т. 2044 пассажира, 31 узел), "Куин Элизабет" (1969 г., 65863 рег. т. 2025 пассажиров, 30 узлов). В этих судах были воплощены новейшие достижения техники, архитектуры и дизайнерского искусства. К числу лучших советских П.С. можно отнести "Максим Горький", "Александр Пушкин", "Советский Союз" и другой В период 1970-1974 гг. трансокеанское пассажирское линейное судоходство прекратилось по экономическим причинам, а многие линейные П.С. были переоборудованы в круизные суда. В 80-е гг. мировой флот круизных судов стал интенсивно пополняться новыми крупными комфортабельными судами валовой вместимостью 30-45 тыс. рег. т. на 1000-1500 пассажиров. Разрабатываются проекты судов вместимостью свыше 50 тыс. рег. т. а также проекты парусно-моторных круизных судов на 100-200 чел. Регулярные пассажирские перевозки в настоящее время осуществляются главным образом быстро растущим флотом паромов (в первую очередь автомобильно-пассажирских). Местные (прибрежные) регулярные линии обслуживаются небольшими судами и катерами на 60-300 пассажиров, имеющими скорость 30-40 узлов.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+