ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

- A +
Совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. История П.В. насчитывает 5-6 тыс. лет. Первоначально П.В. состояло из одного прямого паруса, укрепленного на съемной мачте, иногда лишенной стоячего такелажа. Парус торгового судна раскреплялся между 2 реями (верхней и нижней), у военного корабля он фиксировался только верхней шкаториной и при подбирании (уборке) его к рею не мешал действиям лучников, находившихся на борту судна. Долгое время П.В. оставалось вспомогательным для гребных судов. К XX в. сложилось П.В. 3 основных типов: с прямым вооружением, с косым и смешанное. Кроме того, существуют особые виды П.В. Парусные суда прямого вооружения имеют мачты со стеньгами, брам-стеньгами и реями, снаряженные прямыми трапециевидными парусами, которые посредством реев укреплены поперек судна. К судам этого типа относятся бриг и корабль. Парусные суда косого вооружения: гафельные, которые несут косые паруса трисельного покроя (см. Трисель), поднимаемые посредством гафелей, и суда бермудского П.В., у которых основные паруса имеют треугольную форму (отсутствие гафеля значительно облегчает их подъем) и крепятся передней шкаториной к мачте, а нижней- к гику. Такой тип П.В. имеют одномачтовые суда шлюп и тендер, полуторамачтовые кеч и иол, а также многомачтовая (от 2 до 7) гафельная или бермудская шхуна с косыми трисельными или бермудскими парусами. Суда с П.В. смешанного типа оснащаются одновременно как прямыми, так и косыми парусами. К ним относятся: 2-мачтовая бригантина с прямыми парусами на фок-мачте и гафельным или бермудским гротом на более высокой грот-мачте; многомачтовый (от 3 до 5) барк с прямыми парусами на фок- и грот-мачтах и косыми гафельной бизанью и бизань-гаф-топселем на бизань-мачте (такую мачту называют „сухой" — без реев); многомачтовая (от 3 до 6) баркентина с прямыми парусами на фок-мачте и косыми гафельными или бермудскими на остальных мачтах. Особые виды П.В. - сочетание прямого и гафельного элементов необычным образом. Например, 2-мачтовая марсельная шхуна (гафельная) несет на фор-стеньге марсели. Иногда суда с таким П.В. неправильно называют „топсельной шхуной" от английского topsail — марсель. Двухмачтовая 2-марсельная шхуна (гафельная шхуна) имеет на обеих мачтах марсели. Барк-гермафродит — судно, несущее на фок-мачте полностью прямое вооружение, на грот-мачте — гафельное, а выше — на грот-стеньге и грот-брам-стеньге — марсели и брамсель, би-зань-мачта полностью оснащена гафельным вооружением. Четырехмачтовый барк-валет — судно, несущее на фок- и первой грот-мачтах прямое вооружение, а на второй грот- и бизань-мачтах полностью гафельное вооружение. Стаксельная шхуна — судно, у которого основными парусами являются стаксели между мачтами, а своеобразные топсели над ними, будучи растянутыми передней шкаториной по мачте, шкотовым углом крепятся к специальному устройству — уишбону. Бизань-мачта на таких судах имеет парус бермудского покроя. Пятимачтовая 2-марсельная шхуна — судно, несущее на всех 5 мачтах гафельное вооружение и, кроме того, на фокотои 2-й грот-мачтах — марсели. П.В. спорт, яхт имеет некоторую специфичность, связанную с чисто спорт, назначением этих судов. Существуют следующие типы П.В. яхт. Шлюп- дномачтовая яхта, оснащенная двумя основными парусами: гротом и стакселем. В дополнение к стакселю на нем могут ставиться генуя, спинакер или другой дополнительные паруса. Тендер — одномачтовая яхта, имеющая в переднем парусном треугольнике 2 паруса или более, которые называются стакселем, кливером и летучим кливером, или кливером-топселем, поднимаемым до топа мачты. Кэт - одномачтовая яхта, оснащенная только одним парусом - гротом (применяется для вооружения небольших швертботов парусностью до 10 м.кв.). Иол - 2-мачтовая яхта с короткой задней бизань-мачтой, установленной позади головки баллера руля и несущей бизань площадью 8-12 % общей парусности. Кеч - яхта, отличающаяся от иола большей площадью бизани (15-20 % общей парусности) и положением бизань-мачты впереди головки баллера руля; применяется для яхт парусностью 100-200 м.кв. Промежуток между мачтами на иоле и кече может быть заполнен апселем или бизань-спинакером, на грот-мачте ставятся те же паруса, что и на шлюпе. Шхуна - 2-мачтовая яхта, у которой задняя грот-мачта выше передней фок-мачты; паруса здесь называются соответственно гротом и фоком. Разновидностью ее является стаксельная шхуна, не имеющая фока, промежуток между мачтами на ней заполняется стакселями. Соврем, яхты, как правило, несут треугольные бермудские паруса, хотя в отдельных случаях могут быть применены и гафельные. В соответствии с типом парусов П.В. яхт называется бермудским или гафельным. Смешанное П.В. на яхтах применяют редко.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +